предыдущие главы по тегу
Глава 37. Космический штормГлава 37. Космический шторм
— Ладно, а теперь давай по-детски, как физик военному.
Янг хотел добавить «или как профессор студенточкам-гуманитариям», но вовремя сообразил, что всплывшая в сознании картинка аудитории с легкомысленными девицами, для которых единственный понятный закон физики формулируется «столько-то секунд не касаться даже быстросохнущего лака для ногтей», — вовсе не его собственное воспоминание, а значит, пояснения не нужны.
— Как физик военному, говоришь? — с усмешкой повторил Раш, вздохнул, одним движением руки смахнул с экранчиков столбцы цифр, которыми грузил собравшихся в конференц-зале последние полчаса, и взял кусок мела.
— Николас, ну можно же без этого! — укоризненно покачала головой Камилла.
— На подготовку презентации уйдёт часа два, не хочу терять время, — отмахнулся Раш. Провел на стене две параллельные линии, соединив их кружочками на концах. — Это наш коридор, проложенный установщиками Врат. Это мы. Вот это, — он нарисовал треугольник корабля, кружок и рядом с ним эллипс, во все стороны от которого расходились стрелочки, — та система, где мы только что заряжались. Плоскость исходящего из чёрной дыры ветра проходит под углом к направлению нашего движения, и вскоре мы выйдем из зоны его действия. Пока понятно?
— Значит, попутного ветра ждать не стоит? — разочарованно уточнил Янг.
— Не стоит, — кивнул Раш. — Но это даже хорошо. У нас есть хоть немного времени. — Он нарисовал огромный эллипс на пути корабля и заштриховал его. — Это шторм. Точнее, это остатки туманности и пары звёздных систем. Все помнят ударную волну, которая вырубила нам электронику? Так вот, мы находились достаточно далеко, а ближайшим соседям этой чёрной дыры пришлось несладко. Взрыв состоит из нескольких фаз… Так, если по-детски, — оборвал сам себя Раш, — то эту туманность, несколько звёзд и десяток планет словно в шейкер засунули, и в самый центр получившегося коктейля мы скоро влетим.
— Как скоро? — сдвинув брови, уточнил Янг.
— Ну… — Броди почесал затылок. — Если не включать сверхсветовые двигатели, пару суток. Больше не выйдет, к тому же разгон нужен, — он взглянул на Раша, видимо, в поисках поддержки.
— Как только попадём внутрь — ослепнем, — продолжил за него док. — Словно в водовороте: несёт, тащит, и нужно понимать, куда рваться, иначе утонешь. Наша единственная надежда — хоть на какое-то время удержать вектор входа. А иначе вышвырнет нас на другом краю галактики или вовсе за её пределами. Конечно, теперь это уже не однозначная смерть, мы способны на длительные автономные перелёты, но кто знает, в каком состоянии мы выйдем из зоны шторма, — пожал плечами Раш. — Короче, лучше всё-таки не слишком отклоняться от коридора.
— Тогда, может, наоборот на сверхсветовых двигателях идти? — предложил Скотт.
— Если вы способны пилотировать на сверхсветовой скорости, — хмыкнул Броди.
— А зачем пилотировать? — не понял Янг.
— Понимаете, этот шторм — не просто электромагнитные или ещё какие-то возмущения пространства, — вступил Волкер. — Это облака ионизированных газов, области статических зарядов, астероидные поля и даже обломки планет величиной с Луну. И всё это в турбулентных потоках с зонами непрогнозируемых вихревых…
— Тогда безопаснее искать способ обойти этот шторм, — перебила его Камилла.
Конни издал возмущенную и раздражённую трель, заставив Раша смутиться.
— Мы уже объясняли, это невозможно, — док явно старался говорить как можно спокойнее.
— Даже если вернуться назад и использовать сверхсветовые двигатели? — упрямо продолжила Камилла.
— Возмущение распространяется слишком быстро, — извиняющимся тоном сказал Волкер. — Если честно… Мы говорим про центр чисто теоретически, сенсоры не видят краёв этой области.
— Если бы у нас был гипердвигатель, — вздохнул Броди, похоже, уже не в первый раз озвучивая эту мечту.
— Так что, надежды нет? — прищурился Янг. Хотя Раш сразу сказал, что их ждёт уничтожение, о котором предупреждали накаи, ему как-то не верилось, что док стал бы тратить время на подробное описание грозящей им опасности, не придумав плана, как её преодолеть.
— Этого я не говорил, — быстро ответил Раш, не обманув ожиданий. — Мы пролетим сквозь шторм. Нам просто нужен хороший пилот.
— Да здесь разве что Люк Скайуокер справится, — пробормотал Скотт, вызвав общий смех.
Янг рассмеялся вместе со всеми, но в то же время и задумался. Конни свернулся клубочком на плече устало улыбающегося Раша. Сила? А чем то, что делает Конни, хуже?
— Хорошо, — решил Янг. — Допустим, пилот у нас будет. Что насчёт остального?
— Нужно закрепить всё, что только можно, — отогнул один палец Раш. Похоже, его единственного ничуть не удивило решение Янга. — Поставить дежурные группы. Каждая пробоина затруднит маневрирование.
— Но ведь купол мы заделать не успеем? — уточнил Янг.
Броди и Волкер переглянулись с видом нашкодивших мальчишек и дружно уставились на крышку стола.
— Ты только не злись, — попросил Раш. — Мы нашли защитные жалюзи. Купол можно закрыть двумя прочными створками, вроде век. Подпрограмма должна срабатывать сама в ряде случаев, но этот участок кода был повреждён… Кем-то из нас, — после почти незаметной паузы сказал он. — Думаю, это случилось в самые первые дни, когда мы не слишком-то понимали, что делаем.
Янг стиснул челюсти, играя желваками. Судя по вступлению, Раш вряд ли имел это в виду, но чёрт возьми, кто тогда всех торопил с освоением систем? Полковник Эверетт Янг. И кто-то допустил ошибку. Илай? Волкер? Сам Раш? Неважно. В любом случае ответственность за случившееся с Лизой Парк лежит на капитане, а не на ком-то ещё.
— Отлично, — пересилив себя, улыбнулся Янг. — Надеюсь, вы хорошо искали, и потом не окажется, что гипердвигатель у нас тоже есть.
Шутка явно не удалась, судя по тому, как вздрогнул и побледнел Раш. Конни на его плече тревожно свистнул.
— Но пока мы его не нашли, постараемся обходиться своими силами, — посылая успокаивающий импульс через дракончика, продолжил Янг. Раш несколько раз удивлённо моргнул, растерянно посмотрел на него и неуверенно улыбнулся углом рта. Броди и Волкер тоже слегка оживились, убедившись, что сообщение не вызвало вспышки начальственного гнева.
— Может быть, дежурные группы стоит запихнуть в скафандры? — задумчиво покусывая губу, сказал Скотт.
— Однозначно стоит, и не только дежурные группы, а весь экипаж без исключения, — кивнул Раш. — Мы не уверены, что щиты справятся со всеми видами излучений, к тому же их может повредить, равно как и систему искусственной гравитации.
— Да, но скафандры для этого нужно было зарядить.
Янг поморщился от мысли, что это можно было предусмотреть. А он не подумал и тем самым подверг экипаж лишнему риску.
— Они полностью заряжены, — неожиданно закивал Волкер. — Мы… Доктор Раш включил это в протокол уже давно. Каждый раз, когда мы заряжаем накопители в звезде, все скафандры заряжаются тоже.
— На всякий случай, — пробормотал Раш, пожимая плечами и отводя взгляд.
Янг не сдержал усмешки. Ну, вообще-то мог бы и сказать. Против разумной предосторожности Янг никогда не возражал, так что это уже просто дань привычке дока прятать пару тузов в рукаве. На всякий случай.
— Что-то ещё?
— Да. — Раш покусал губу, явно раздумывая о чём-то. — Думаю, нам придётся на время отозвать всех командированных на Землю. Состояние Ти Джей стабильно, по мнению доктора Беккета она готова к работе, а если связь будет прерываться часто, мы не знаем, как это подействует на людей. Возможны… осложнения.
— Хорошо, я займусь этим немедленно, — согласилась Камилла, поднимаясь.
У всех было много дел.
***
Сенсоры стали бесполезными задолго до того, как на экранах мутным клубящимся пятном начал расползаться приближающийся шторм. Вид шевелящейся, словно оживившейся при виде корабля кляксы, выбрасывающей щупальца в разные стороны, заставил Янга неловко заёрзать.
— Спокойнее, — негромко сказал Раш, а Конни свистнул и перелетел на спинку капитанского кресла.
Системы корабля были проверены и перепроверены, экипаж давно занял посты по боевому распорядку, и ожидание постепенно начинало действовать на нервы. Янг взглянул на Конни, затем на шлем от своего скафандра, лежащий на подлокотнике. Чёрт, а ведь об этом они не подумали! Чтобы помогать, Конни должен сидеть на плече. Как же дракончик прижмётся к виску, когда Янг наденет шлем?
Раш хмурился, сосредоточенно разглядывая что-то на своей консоли. Каким-то образом Янг чувствовал, что дока беспокоит нечто иное, не связанное со способностями Конни. В дракончике Раш был абсолютно уверен.
И тут Янг почувствовал, что его тело бессознательно клонится вправо, вдавливая локоть всё сильнее. Что происходит? Отказывает система искусственной гравитации? Нет, остальные по-прежнему сидели ровно. Янг снова кинул взгляд на консоль, не появилось ли там каких-то предупреждений, и ошеломлённо моргнул. На экране, как и раньше, высвечивались цифры и символы на языке Древних, вот только каждый взгляд на эти символы рождал в голове настоящий взрыв сверхновой из понятий и знаний. Янгу понадобилось всего несколько секунд, чтобы разобраться, на что реагирует его организм: эти новообретённые знания пробуждали пилотские инстинкты, подсказывая, что Судьба ощутимо кренится влево.
Колебался он недолго. Вместе с пониманием отчётов систем, текущих в виде символов по экрану консоли, Янг вдруг словно вспомнил о существовании множества невидимых человеческим глазом полей и потоков, которые уже приняли Судьбу в свои сети и начали незаметно уводить её с курса.
— Входим в зону шторма, всем надеть шлемы скафандров! — сказал он по громкой связи.
Сам выполнил свою команду, затем уверенно пробежался пальцами по кнопкам и выровнял корабль.
Броди оглянулся на Раша, явно спрашивая, согласен ли он с действиями полковника, но док даже не поднял головы от консоли.
Янг хотел сказать что-нибудь ободряющее, но на это времени уже не хватило. Шторм как-то незаметно придвинулся вплотную, и через несколько минут пришлось маневрировать уже постоянно. Впрочем, сейчас Янг чувствовал себя птицей в небе, свободной и вольной, наслаждающейся этим безумным полётом. По сравнению с масштабами шторма Судьба казалась бумажным самолётиком и команды выполняла с такой же лёгкостью, встраиваясь в невидимые потоки полей, уворачиваясь от огромных обломков и огибая опасные зоны.
Приборы давно потеряли вектор входа, но Янг словно видел его красной пунктирной лентой, стелющейся впереди, и заставлял корабль танцевать вокруг неё, неизменно возвращаясь на курс.
Он не знал, сколько времени так продолжалось, в мозгу попросту не осталось места, чтобы отслеживать ещё и время. Но в конце концов усталость стала брать своё. Цифры и строчки кода всё ещё складывались в понятные сообщения, а вот управление стало сбоить. Только теперь Янг ощутил, что эта невероятная лёгкость, с которой корабль слушался раньше, была делом рук человека, словно читавшего его мысли и отдававшего команды в тот же миг, как только это становилось необходимым.
— Кажется, там просвет! — вскрикнула Лиза, показывая на экран.
Янг повернул голову, но по глазам вдруг ударило красной вспышкой, Судьба вздрогнула и сорвалась в неконтролируемое хаотичное вращение по всем осям разом. Пальцы не слушались, и Янгу с большим трудом удалось превратить это вращение сначала в штопор, а потом и в спираль.
Когда мельтешение на экранах прекратилось, все заговорили хором.
— Неужели всё?
— Мы справились!
— Кажется, прорвались…
— Что с сенсорами? — перекрыл общий гвалт Янг.
Броди и Волкер слаженно уткнулись в консоли. Несколько минут спустя Волкер озадаченно почесал в затылке, а Броди пожал плечами.
— Либо сенсоры всё ещё чудят, либо мы вылетели за границы «коридора».
Янг попытался сам разобраться в данных на консоли, но цифры и значки превратились в сплошную абракадабру, словно он вообще разучился читать. Скафандр казался неподъёмным, и Янг принялся освобождаться от него, крутясь в кресле. Лиза Парк поспешила помочь ему.
— Мэтт, возьми управление. Двигаемся вперёд на досветовых, пока не разберёмся, что к чему. Раш? — позвал Янг, на подгибающихся ногах пересекая мостик. — Ты как?
Раш не ответил. Сидел неподвижно, откинувшись на спинку кресла и уронив руки на колени.
— Давай-ка…
Янг развернул к себе кресло и нахмурился: глаза Раша были плотно закрыты, а усы под носом оказались пропитаны кровью. Он непроизвольно шмыгнул носом, мазнул рукой по своему лицу и почти без удивления увидел красную полосу на тыльной стороне ладони.
— Ник, ты меня слышишь? — стаскивая с него шлем, позвал Янг. — А где Конни? — спросил он, оглядываясь.
Все тоже заозирались, но на мостике дракончика не было. Когда и куда он исчез — никто не заметил. Янг сжал виски, пытаясь собраться с мыслями, но в этот момент дверь открылась, пропуская Ти Джей и Хлою. Ти Джей толкала перед собой кино-сани, а на плече у Хлои сидел Конни.
— Что случилось, кто-то ранен? — встревоженно спросила Ти Джей.
Конни перелетел на плечо Раша и жалобно запищал.
— Кажется, он немного переутомился, — сказал Янг, жестом подзывая Лизу Парк.
Пока они снимали с него скафандр, Раш успел очнуться.
— Что случилось? — поморщившись, спросил он. — Мы пролетели шторм?
— Да, пролетели, — ответил Броди из-за спины Янга. — Получаю доклады о повреждениях.
— Много?
— Много, — вздохнул Броди.
— Этим займутся без вас, — строго сказала Ти Джей. — Вы с полковником немедленно отправляетесь в медчасть.
— Ладно, ладно, — пробормотал Раш, снова закрывая глаза.
На кино-сани он, правда, пересел сам, но тут же лёг и не сказал ни слова за всю дорогу до медчасти. Лишь поморщился, когда Ти Джей попросила его лечь на платформу сканера, но снова выполнил просьбу без пререканий, заставив Янга изводиться от беспокойства.
— Небольшое кровоизлияние в лобной доле, — покачала головой Ти Джей, когда сканер закончил работу. — Вам лучше остаться на ночь в медчасти.
— Да сколько угодно, только дайте мне поспать, — буркнул Раш с таким недовольным видом, словно его вытащили из постели среди ночи по какому-то дурацкому поводу.
Сполз с платформы сканера, пошатываясь, ушёл за ширму, судя по звукам, быстро переоделся и улёгся. Конни прощебетал что-то с оттенком извинения и юркнул к нему.
— Теперь вы, полковник, — шёпотом велела Ти Джей.
Янг хотел отказаться, но подумал, что пререкания разбудят Раша, и послушно лёг.
— Что ж, у вас всё не так плохо, — Ти Джей заметно успокоилась, получив результаты сканирования. — Вероятно, скакнуло давление и не выдержал сосуд в носу. Интересно…
— Сколько времени мы летели сквозь шторм?
— Почти двадцать часов.
— Так долго?
— Так быстро, — вмешалась Хлоя. — Мэтт говорил, вы разогнались так, что пилотировать было невозможно. Ни один человек этого не смог бы. Экипаж восхищается вами, сэр.
— Это не я, — качнул головой Янг. — Похоже, вся эта штука с Конни… Вышла на новый уровень. Не знаю, как объяснить, такого никогда не было. Я как будто… Мне как будто подключили супер-мозг. Столько знаний, такая скорость обработки! Чёрт возьми… Теперь я чувствую себя таким тупым! — он потёр лоб и смущённо улыбнулся.
— То есть вы пользовались знаниями и способностями доктора Раша, сэр? — уточнила Ти Джей.
— Звучит не очень хорошо. И как честный человек, я теперь обязан… — неуклюже пошутил он.
— Остаться на ночь в медчасти и присмотреть за ним, — пряча улыбку, подсказала Ти Джей. — Мы с Хлоей пока проверим состояние остальных.
***
Миссию «присмотреть за Рашем» Янг позорно провалил. Заглянул за ширму, убедился, что Раш крепко спит, попросил Конни разбудить в случае чего, затем сел на соседнюю койку и… Наверное, лёг и уснул. Янг не помнил. Просто открыл глаза уже лёжа под одеялом, ботинки стояли рядом с койкой, а Раша, разумеется, и след простыл.
Янг сел, потёр затылок, крякнул и принялся обуваться. Хотел сразу направиться на мостик, но почему-то передумал. Неправильно это было. Он — капитан корабля. И если вчера ему была простительна небрежность в одежде, сегодня нет никакой нужды являться на мостик расхлябанным.
Так что на мостике Янг появился только через полтора часа, побрившись, приняв душ, переодевшись и позавтракав. В наушнике рации успокаивающе текли обычные разговоры: сменялись дежурные, переговаривались ремонтники.
— Капитан на мостике! — звонко сказала Хлоя, стоило ему появиться в дверях.
Янг остановился в некоторой растерянности. Что ему теперь делать? Объяснять всем и каждому, что его заслуги тут почти и нет, то чудо, каким кажется экипажу их полёт сквозь шторм, стало возможным благодаря Рашу и его питомцу? Почему-то он был уверен, что эти объяснения поймут ещё хуже, чем объяснения Раша по поводу сигнала и миссии Судьбы. Слишком невероятно.
— Докладывайте, — сдержанно сказал он.
— Мы почти вернулись на курс, сэр, — сказал Скотт. — Сенсоры пока немного сбоят, хотя по расчётам мы уже должны были выйти из области искажений. Доктор Раш и мистер Броди этим занимаются.
— Понятно, — кивнул Янг.
— С Землёй пока не связывались, — добавила Камилла. — Доктор Раш опасается, что в работе камней могут возникнуть сбои, и просил подождать, пока мы не отлетим подальше.
— Как скоро мы сможем перейти на сверхсветовую скорость?
— Да минут через сорок, — взглянув на часы, ответил Скотт. — Мы почти вышли в расчётную точку, сэр.
— Хорошо. Если что-то понадобится — я на связи.
То, что раньше ощущалось как подсказка, теперь превратилось в обычное знание. Янг каким-то образом точно знал, в каком месте корабля находится сейчас Раш, и невозможность этого никак не влияла на его уверенность. После вчерашнего…
Янг даже сбился с шага, настолько двусмысленно прозвучала эта мысль. Но то, что произошло вчера, действительно ощущалось крайне интимным, личным. Связующим, если можно так сказать. Янг не мог подобрать подходящих слов, но не мог и преодолеть искушения немедленно попытаться поговорить с Рашем об этом. Хотя бы придумать какую-то гипотезу для экипажа, чтобы люди не приписывали все заслуги Янгу.
В инженерном отсеке было почти пусто, Раш восседал за консолью, сгорбившись и поставив перед собой рацию. Янг хотел было спросить, куда док подевал свой наушник, но вспомнил про кровоизлияние и промолчал. Вероятно, Ти Джей рекомендовала временно вернуться к рации.
Конни приветливо чирикнул, Раш обернулся — и Янг не смог сдержать вздоха. Всего несколько месяцев и пара авралов, и вот, пожалуйста, аккуратная стрижка снова стала всклокоченной шевелюрой, пальцы дрожат, под глазами круги… Ну хоть взгляд всё ещё новый, самоуверенный и в то же время не слишком колючий.
— Ты сегодня без чая, — констатировал Раш, снова отворачиваясь к консоли.
— Угу.
— Жаль.
— Мог бы позавтракать, прежде чем бросаться в работу. И причесаться заодно.
Раш усмехнулся и провёл пятернёй по волосам.
— Кажется, я нашёл глючный участок, — сказал по рации Броди. — Попробуйте исключить блок… эээ… вот, — он назвал длинный идентификатор.
— Да, теперь телеметрия стабильна, — пощёлкав кнопками, кивнул Раш. — Раш вызывает мостик. Мисс Армстронг, закладывайте курс номер три.
— Готово, — отозвалась Хлоя.
— Переходим на сверхсветовую скорость, — скомандовал Раш.
Волна смазанного света прошла по стенам, пол под ногами завибрировал, заставив Янга сделать шаг и ухватиться за консоль. Раш напрягся и поднёс рацию к губам, но вибрация вдруг прекратилась, словно всё это им только почудилось.
— Что ж, отлично. Самое время сделать перерыв, — Янг потянул Раша за рукав, и док неохотно слез со своего насеста. — Нам с тобой нужно обсудить…
Резкий рывок сбил их с ног, Янг ударился о консоль, потом то ли о стену, то ли о ставший вертикально пол, а потом инженерный отсек погрузился во тьму.