про ЛокиВсё больше комментариев о том, что Локи типа самопожертвовался, чтобы доказать брату свою любовь. Что, мол, слова Тора во время передачи тессеракта его задели настолько, что на эмоциях он совершил такую вот глупость. Вот только Локи прекрасно понимал, на что шёл. Не только тогда, когда попытался не уступить Таносу и позволить ему убить Тора, но и тогда, когда не смог этого сделать. Уверена, Локи прекрасно понимал, что его поступок станет ещё одним шагом к уничтожению половины вселенной, и это намного перевешивало сиюминутное недовольство и презрение прямолинейного и скорого на суждения Тора. Собственно говоря, я допускаю, что вот этот мотив, ответственность перед вселенной за то, что он не смог пожертвовать братом для её спасения, мог толкнуть Локи на отчаянную попытку как-то искупить, исправить, хоть отчасти уравновесить совершённое. Но при этом я всё равно не думаю, чтобы Локи требовалось жертвовать жизнью. Замотивировать Тора можно было и иллюзией своей смерти. Поэтому я продолжаю думать, что Локи не стал делать это сам.
Что касается самопожертвования как доказательства любви - Локи уже в финальном своём выходе сказал прекрасную фразу: когда Танос спросил "Ты поражение считаешь за опыт?", Локи ответил "Я любой опыт считаю за опыт". И это вот - та парадигма мышления, которая исключает детские глупости вроде "вот я умру, и тогда ты поймёшь".
Про Питера
Сцена с Питером Паркером была невероятно прекрасна. Учитывая, что это была импровизация Холланда, я аплодирую стоя. Это достойный преемник как персонаж в фильме и как актёр на площадке. Пара фраз, пара секунд, и там пропасть от совершенно детского страха и нежелания умирать, потому что этого не может быть с ним, он так не играет, до совершенно взрослого осознания, что вот поэтому его и не пускали в эту игру, как его смерть отразится на Тони, и короткое, почти шёпотом сказанное "простите".
И при всём желании "ящик водки и всех обратно" эта сцена заставляет меня остро желать, чтобы персонажи каким-то образом сохранили воспоминания об этой реальности. Ибо ценность этого опыта для Питера невероятна. Нельзя это терять.
Про Стива и Тони, их противостояние, роль Таноса, потенциальный, но нереализованный смысл ВБ и роль Локи в свете этого смыслаС некоторым злорадным удовольствием прочитала, что появляется всё больше отзывов, подтверждающих моё мнение, что кодировка фильма делает Таноса героем, а следовательно правым в глазах зрителей.
И с сожалением думаю, что Руссо явно не те режиссёры, которые могли бы вытянуть такую идею, они, похоже, так сами и не поняли, о чём начали рассказывать.
Многие отмечали, что линия Стива в фильме выглядит слишком слабой. На мой взгляд, это прямое следствие и в то же время причина (да, такой вот уроборос) провала генеральной линии.
Чем мог бы стать этот фильм, если бы Руссо не увлеклись идеей запихать как можно больше персонажей (даже не особо нужных для сюжета)? Имхо, это могла бы быть действительно грандиозная картина. Картина про новый уровень противостояния Тони и Стива, а точнее, представляемых ими точек зрения. Эти точки зрения были нам наглядно представлены в Эре Альтрона, когда герои решали знаменитую дилемму выбора из двух зол. Уничтожить город и спасти Землю. Тогда Кэп отказался совершать этот выбор и не предложил никакого другого варианта, но волей сценаристов в кустах оказался рояль, в смысле в облаках оказался Фьюри с хеликэрриером, и последствия решения Кэпа отменились. Опять же такая кодировка финала заставила многих зрителей думать, что Кэп был прав и из двух зол выбирать не нужно, ценна каждая жизнь, это якобы оптимальный выбор.
Проблема в том, что на этой теме не ломалось бы столько копий, если бы выбор был настолько прост. В реальности, без роялей в кустах, не выбирать из двух зол - проигрышная стратегия, ведущая к совершению обоих зол. В случае Заковии погиб бы и город, и мстители, и вся Земля. В случае Таноса его первоначальное недеяние привело к гибели его родной планеты.
Мне думается, именно это имел в виду Танос, говоря об общем у него и Тони бремени знания: они оба знают, что если выбор из двух зол неизбежен, должен найтись тот, кто возьмёт на себя ответственность и таки выберет меньшее зло.
И главный провал этого фильма, имхо - что сторона медали, которую озвучил Стив, была подана скомкано, невнятно и утрированно до абсурда. В фильме Стив заявил, что никто не имеет права выбирать меньшее зло в виде жизни одного человека ради спасения половины вселенной. Но это абсурд. Как раз это - та ответственность, которая по силам человеку. Не взять её - слабость и даже, возможно, подлость. И эту ответственность взяла на себя Ванда. Не её вина, что жертва оказалась напрасной. И вот тут должен был прозвучать мощный финальный аккорд с осознанием Стива, что это именно он помешал Ванде взять на себя эту ответственность вовремя. А его не прозвучало, и это очень странно, потому что та грань, которая определяет всё, была вложена в уста другого персонажа!
Танос ошибся не в том, что взял на себя ответственность и совершил выбор меньшего из двух зол. Он ошибся в оценке неизбежности этого выбора (он ведь даже не пробовал другие пути, ведущие к той же цели), а главное - Танос ошибся в том, что счёл себя имеющим право взять ответственность за всю вселенную. Тони напоролся на это раньше, в меньшем масштабе.
Даже ответственность за одну планету непосильна для человека. Он не может её нести. Потому что не в состоянии выйти на такой уровень понимания вещей и прогнозирования последствий. Даже если этот человек - такой гений как Тони Старк.
А ответственность за вселенную посильна только богу, но не безумному титану с магическим артефактом. И это озвучил в свой последний миг Локи - "Ты никогда не станешь богом". Локи пытался донести эту главную истину, но сцена его смерти построена так неудачно, что зрители приписали этим словам какой угодно смысл, только не этот. И потом - ну не озвучивают мораль фильма в первые десять минут!
Если же вспомнить эти слова Локи в финале, посмотрите, как меняется кодировка. Танос смотрит на восход в мире Гаморы, где он убил половину жителей и теперь там практически рай. Он взял на себя ответственность, которая не была его по праву, это право принадлежит жителям этого мира. В истории Земли уже не раз бывали тираны с подобными идеями. Но каждый раз жители Земли доказывали, что это неверный путь. Может, они ошибались?
Давайте посмотрим, а счастлив ли этот насильно осчастливленный мир? Думаю, на этот вопрос наглядно отвечает картина на Земле и Титане. Не наблюдалось там счастливых. Кроме того, баланс установлен, хорошо, но что будет с миром Гаморы лет этак через двести? Ну, хорошо, через пару тысяч лет? А я отвечу - всё то же самое. И либо придётся повторять выпил регулярно, либо таки искать другие пути поддержания баланса во вселенной. И Локи, как наследник долгоживущей расы, правивший Асгардом и наверняка имевший доступ к его истории в это время, хорошо это понимал.
Вот о чём мог бы быть этот фильм. Но сейчас - упс. Недотянули. Может быть, вторая часть исправит дело, но я что-то сильно в этом сомневаюсь.