Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Начну я со старого анекдота:
- Почему верблюд вату не ест?
- Не хочет.©
Никогда не задумывались, что в нем кажется смешным? Я думаю, неожиданность ответа. Точнее, его неожиданная краткость.
Так уж вышло, что многие из нас с раннего детства приучены к неуважению нашей личности, когда слов "не хочу" совершенно недостаточно для объяснения того, почему мы чего-то не делаем. Сколько раз мы честно говорили "не хочу", а нам в лучшем случае приводили какие-то аргументы, а в худшем случае - приказывали "сделать через не хочу"? Еще один наш аргумент - "не могу" - отметался так же небрежно: "сделай через не могу".
Результатом такого подхода чаще всего становится жизненная позиция, когда человек, ощущая нежелание, не скажет о нем открыто, а постарается придумать некие "объективно непреодолимые препятствия", а заодно попробует прикинуться настолько маленьким и жалким, чтобы препятствия стали еще более непреодолимыми. Хуже того, для самого человека его нежелание представляется чем-то настолько постыдным, что он не признается в нем до последнего.
Чем это плохо? Тем, что в результате мы обманываем сами себя. Когда мы вместо "не хочу" говорим "я хочу, но", мы не признаемся (часто даже себе самим) в истинных причинах нежелания. А ведь может оказаться, что наше бессознательное установило некие ложные связи, либо базируется на ложных представлениях. И при озвучивании истинных причин нежелания есть шанс, что эти ложные представления и связи будут замечены и устранены.
Возможно, в этом месте кто-то скажет "ерунда, я себя не обманываю". В принципе, это несложно проверить. Когда все "но" оказываются опровергнуты, то человек либо идет и делает то, что хочет, либо продолжает не хотеть того, чего он не хочет
. Самооправдание "я очень хочу, но вот что-то никак..." - это и есть самообман. "Я хочу" - это потребность, прочувствовать которую очень легко на примере потребности сходить в туалет. Даже если вот прямо сию секунду нет возможности удовлетворить эту потребность, вы сами начнете настойчиво и изобретательно искать такую возможность. Потому что хочется. А если "что-то никак" - это просто-напросто называется "не хочется". И в этом нет ничего постыдного! Каждый человек имеет право не хотеть чего угодно - каким бы необходимым оно не представлялось ему самому или окружающим.
Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что можно не хотеть действительно необходимых нам вещей. Согласитесь, сложно представить себе человека, который не спал, не ел или не ходил в туалет долгое время - и не хочет. Думаю, можно даже сказать, что именно настоятельную необходимость удовлетворить какую-то потребность мы и называем желанием.
Проще всего с жизненно важными потребностями: за счет того, что мы их как-то удовлетворяем с момента рождения, поэтому имеем богатый опыт и достаточно четкие представления о способах и вероятных результатах. Кроме того, эти потребности действительно всеобщие и не могут быть надуманными. К сожалению, зачастую насилие над нашими "хочу" и "не хочу" начинается уже с этого: ребенка заставляют есть, ложиться спать, высаживают на горшок - не интересуясь, хочет ли, а порой не обращая никакого внимания на настойчивое и ясно выраженное нежелание. Поэтому неудивительно, что воспитанные таким образом дети испытывают серьезные проблемы даже с этими простейшими ощущениями. Что уж говорить про более сложные вещи, вроде "хочу замуж" или "не хочу работать дворником".
Но сейчас я хочу поговорить про конкретное действие: посещение психотерапевта.
В этом случае мы склонны обманывать себя в отношении собственного желания/нежелания еще чаще, чем обычно, потому что к традиционной постыдности "не хочу" добавляется ярлык купонщика (то есть человека, не желающего ничего реально делать для изменения своей жизни, а желающего только жаловаться на трудности и собирать "купоны" сочувствия). Я все еще помню собственное жгучее ощущение бессилия и практически отчаяния от невозможности решиться и нежелания принять такой ярлык. Собственно, именно это воспоминание побудило меня к написанию данного поста.
Итак, для тех, кто никак не может решиться
.
о психотерапии
- Почему верблюд вату не ест?
- Не хочет.©
Никогда не задумывались, что в нем кажется смешным? Я думаю, неожиданность ответа. Точнее, его неожиданная краткость.
Так уж вышло, что многие из нас с раннего детства приучены к неуважению нашей личности, когда слов "не хочу" совершенно недостаточно для объяснения того, почему мы чего-то не делаем. Сколько раз мы честно говорили "не хочу", а нам в лучшем случае приводили какие-то аргументы, а в худшем случае - приказывали "сделать через не хочу"? Еще один наш аргумент - "не могу" - отметался так же небрежно: "сделай через не могу".
Результатом такого подхода чаще всего становится жизненная позиция, когда человек, ощущая нежелание, не скажет о нем открыто, а постарается придумать некие "объективно непреодолимые препятствия", а заодно попробует прикинуться настолько маленьким и жалким, чтобы препятствия стали еще более непреодолимыми. Хуже того, для самого человека его нежелание представляется чем-то настолько постыдным, что он не признается в нем до последнего.
Чем это плохо? Тем, что в результате мы обманываем сами себя. Когда мы вместо "не хочу" говорим "я хочу, но", мы не признаемся (часто даже себе самим) в истинных причинах нежелания. А ведь может оказаться, что наше бессознательное установило некие ложные связи, либо базируется на ложных представлениях. И при озвучивании истинных причин нежелания есть шанс, что эти ложные представления и связи будут замечены и устранены.
Возможно, в этом месте кто-то скажет "ерунда, я себя не обманываю". В принципе, это несложно проверить. Когда все "но" оказываются опровергнуты, то человек либо идет и делает то, что хочет, либо продолжает не хотеть того, чего он не хочет

Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что можно не хотеть действительно необходимых нам вещей. Согласитесь, сложно представить себе человека, который не спал, не ел или не ходил в туалет долгое время - и не хочет. Думаю, можно даже сказать, что именно настоятельную необходимость удовлетворить какую-то потребность мы и называем желанием.
Проще всего с жизненно важными потребностями: за счет того, что мы их как-то удовлетворяем с момента рождения, поэтому имеем богатый опыт и достаточно четкие представления о способах и вероятных результатах. Кроме того, эти потребности действительно всеобщие и не могут быть надуманными. К сожалению, зачастую насилие над нашими "хочу" и "не хочу" начинается уже с этого: ребенка заставляют есть, ложиться спать, высаживают на горшок - не интересуясь, хочет ли, а порой не обращая никакого внимания на настойчивое и ясно выраженное нежелание. Поэтому неудивительно, что воспитанные таким образом дети испытывают серьезные проблемы даже с этими простейшими ощущениями. Что уж говорить про более сложные вещи, вроде "хочу замуж" или "не хочу работать дворником".
Но сейчас я хочу поговорить про конкретное действие: посещение психотерапевта.
В этом случае мы склонны обманывать себя в отношении собственного желания/нежелания еще чаще, чем обычно, потому что к традиционной постыдности "не хочу" добавляется ярлык купонщика (то есть человека, не желающего ничего реально делать для изменения своей жизни, а желающего только жаловаться на трудности и собирать "купоны" сочувствия). Я все еще помню собственное жгучее ощущение бессилия и практически отчаяния от невозможности решиться и нежелания принять такой ярлык. Собственно, именно это воспоминание побудило меня к написанию данного поста.
Итак, для тех, кто никак не может решиться

о психотерапии
А психотерапевт нужен, как то самое зеркало, чтобы рассмотреть место предполагаемого изменения, прикинуть, как его делать и как все это будет выглядеть потом
Морак
львиная работа происходит в голове у клиента, терапевт скорее зеркало-катализатор-направляющее...
Я понимаю
В общем, это мы рассуждаем взагалі, пока с сестрой не переговорю и не услышу хотя бы ее версию, трудно что-то утверждать наверняка.
Ну, теоретически говоря, если человек хочет быть сытым здесь и сейчас, проще вложить ему в рот рыбу. Уже пойманную, почищенную, приготовленную по вкусу. Не метафорически это как раз будет конкретный совет по конкретной ситуации. А в умолчании останется то, что клиент так и будет кормиться (а психотерапевт - получать за это деньги) чужими советами.
Либо клиент скажет "ну вот, опять за рыбу деньги
Если вспомнить аналогию с посудой, падающей со стола из-за кривой балки в подвале, то можно быстро выровнять стол, подложив брусок, но тогда с буфета, с табурета и подоконника все по-прежнему будет падать. А можно начать освобождать место, докапываться до подвала, замерять, какая балка кривая и выправлять ее, потом снова стелить пол, убирать мусор, ставить на место мебель... Долго, да, но жить-то потом как хорошо!)))))
Вот только выбирать, каким путем идти, иногда приходится самому клиенту. Потому что одному совесть и профессиональная честь не позволяет продавать брусочки и этим кормиться, а другому - очень даже позволяет. Клиент же хочет быстро - ну вот, пожалуйста, вот ему брусочек. Чем психотерапевт виноват?