Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Зацепила меня вчера фраза про то, что я не делюсь идеями, а потом ещё и прозвучало, что идеи-то мол все заезженные. И я задумалась.

Знаете, я, кажется вообще не умею делиться идеями. То есть я могу рассказать сюжет будущего фика, и отдельно - месседж, но никак не могу рассказать того, почему в моей голове этот месседж сцепляется именно с этим сюжетом про этих героев в таком их видении. Потому что это будет по сути раз в десять больше объёма будущего фика. А если я поделюсь только связкой сюжет+герои+месседж, то другой автор всё равно напишет не то, что хотела написать я.

Для меня сам процесс творчества по сути и состоит в генерации идеи: связывании какого-то месседжа с сюжетом и героями миллиардами ниточек. Чтобы получилось что-то цельное. Записать потом - это уже сделать обёртку, техника. Сами по себе месседжи кажутся банальностью. Всё познаётся в сравнении, на лжи не построишь счастья, каждому - своё, и так далее. Но даже один и тот же сюжетный ход с разным месседжем будет выглядеть по-разному. И это делает очень сомнительным постулат про избитость идеи. Хотя при определённом количестве авторов получается и так, что точно такое сочетание сюжет+герои+месседж обыграно уже десяток раз, но если фандом не ГП, или подобный, это вряд ли имеет место.

Другое дело, что авторы иногда просто упускают компонент мессенджа и вот тогда получается либо ниачом, либо автор бессознательно вкладывает в сюжет тот месседж, который он там уже видел в других работах. А, да, ещё есть вечный месседж "Вася - хороший", который каким-то фантастическим образом для всех остальных трансформируется в "Вася - мудак")))))). Это авторам на заметку: как только чувствуете, что месседж получается "Вася - хороший", сразу оставляйте текст на время, у вас острый приступ фангерлизма, лечится немедленный приёмом внутрь любимки))))). Как отпустит и вы сможете не только восторженно пищать, можно продолжать текст. Даже если новый месседж будет "богатые тоже плачут", это лучше, имхо.

А ещё бывает очень печально, когда автор свято уверен, что данный сюжет с данными героями несёт один месседж, а читатели видят иной. Но тут ничем не поможешь, если у автора или читателя какие-то искажения в картине мира, будет сбой при передаче. Правда, по моим наблюдениям, такое обычно получается, когда автор смутно представляет себе, что собственно делает, и месседж транслируется прямиком из бессознательного, без осознания.

@темы: размышлизмы, творчество

Комментарии
13.10.2016 в 14:26

"Добрым словом и мечом можно сделать больше, чем одним добрым словом!" Иванова, Баштовая
Tinka1976, мне кажется, про избитые идеи говорят тогда, когда, собственно, не читают, а "делают вид, что проводят статистическое исследование". Поясню, что имею в виду. Почти все идеи и сюжеты так или иначе представлены в мировом искусстве на текущий момент. Но с каждой из них каждый конкретный человек сталкивается в какой-то момент впервые. И тогда его торкает, и он говорит: "Во, круто!". При этом кому-то попадется произведение А, кому-то В, а кому-то - С. Когда же первый человек наталкивается на произведение В, он реагирует уже: "Где-то я это видел". А когда С - "Фу, все пишут про одно и то же, тема избитая".

И это только в том случае, если меня интересует сугубо новизна фабулы, например. Но ведь есть еще и разные взгляды у разных авторов, мастерство и 100500 мелких нюансов. Я готова прочитать 10 фиков с одной идеей, но разным исполнением, при условии, что идея мне интересна. И ни одного не стану читать, если идея мне чужда. А то еще и ворчать пойду, что все пишут какое-то унылое нечто, только потому, что я хочу про другое. Никто не может объять необъятное. ВСЕХ фиков в мире никто не прочел и не будет. Мозаичность культуры во всей красе. Или я опять не смогла донести, что хотела :)
13.10.2016 в 14:44

Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
dragonseul, а с сюжетами это работает вообще убойно((. Но я не думаю, что мы много теряем с такими читателями, которые скажут "опять до мажор, неужели ничего нового нельзя придумать")))))
Главное для меня, чтобы вообще к сюжету был приложен смысл. А то ведь некоторые ухитряются и без сюжета, и без смысла))).
Для меня это же и главное удовольствие чтения - посмаковать, как сюжет связан со смыслом, какие оттенки придаёт, почему именно такой сюжет, и так далее.
13.10.2016 в 15:05

"Добрым словом и мечом можно сделать больше, чем одним добрым словом!" Иванова, Баштовая
Tinka1976, ну вот да. И, может быть, часто как раз об этом говорят, что "идеи избиты"? Ее там просто никакой нет. Читатель видит, недоволен бессознательно, понять не может, где подвох, и выдвигает абстрактную и невнятную претензию - идея избита.
13.10.2016 в 15:31

I'm sexual mindfucker, I knоw
Tinka1976, а ещё забывают про такой важный компонент творчества - КАК. Как написать, как подать, как обыграть то, про что уже сто раз написано? Как сделать это всё так, чтобы из сотни текстов через сто лет остался именно твой? Вот про это как-то забывается...
13.10.2016 в 15:37

Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
dragonseul, мне думается, имеется в виду типовой сюжет. Без месседжа или не подходящий героям. Потому что ну вот навскидку: двое оказались в уединении взаперти и пришлось договариваться - не избито? Напала чупакабра, срочно требуется лекарство? Герои обменялись телами и узнали друг о друге много нового? Один герой защищает другого, в процессе они сближаются? Что из этого блещет новизной? Да ничего. Всё обыграно сотни раз. Но что-то я не припомню воплей про избитость идеи (кроме собственных, бггг).

Так что это, имхо, как с заместительными или первым лицом. Читатель недостаточно квалифицирован, чтобы понять, что не так с текстом, и говорит, что пришло на ум.
13.10.2016 в 15:41

Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Морак, а для меня это КАК и есть собственно творчество. Вот есть месседж, герои и конструктор из сюжетных поворотов. Всё это где-то было. И талант не в том, чтобы сложить так, как ещё не складывали, а в том, чтобы увидеть такую точку, в которую смотришь - и линии складываются во что-то цельное.
13.10.2016 в 15:45

I'm sexual mindfucker, I knоw
Tinka1976, а как же мысль, вокруг которой (или вокруг которых) вертится всё это "как"?..
13.10.2016 в 16:08

Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Морак, а она чаще всего сильно не нова))))). Но иногда вдруг видишь, что эти гкрои просто-таки специально созданы, чтобы донести именно эту мысль, и сделать это лучше вот таким сюжетным ходом, а здесь в диалоге ввернуть то, а вот тут ещё такой литературный бантик... :)
13.10.2016 в 16:39

I'm sexual mindfucker, I knоw
Tinka1976, я где-то читал, что сейчас новым может быть только сочетание нескольких идей и взгляда на развитие сюжета. Мол, всё остальное уже по миллиону раз написали на всех языках мира, так что ловить нечего. Хотя как посмотрю на тех, кто всё это пишет - большинство сами с горем пополам слова в предложения складывают, а туда же лезут, творчеству учить.

Я только сейчас начинаю понимать, как работает моя "креативная мышца". Что служит для неё "топливом". Почему привлекают именно те темы и идеи, про которые я пишу. Почему мои герои именно такие. По большому счёту, они и не могут быть другими. А вот как выстроить сюжет, интригу, как написать всё так, чтобы было интересно в первую очередь мне, а потом и читателям - это же настоящий вызов))))
13.10.2016 в 17:13

Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Морак, оооо, это супер!!! Вот когда начинаешь понимать, как это у тебя работает, это самый кайф :).

Я сейчас много копаю про законы жанра и всё с этим связанное. И мне кажется, именно компоновка давно кем-то придуманного является тем элементом, который позволяет создавать что-то своё. Пресловутый монтаж в тексте. Да, отдельные кадры (или очень похожие) уже были миллион раз, но количество комбинаций увеличивается с добавлением каждого нового элемента, почему и начинают тяготеть к объёмным текстам более развитые фандомы, где отдельные элементы и простейшие комбинации уже обкатаны давно и есть некий практически идеальный прокат, который уже не переплюнуть.
13.10.2016 в 17:48

I'm sexual mindfucker, I knоw
Tinka1976, это грустный кайф. Потому что работающая сейчас схема - результат восстановления того, что было дважды выведено в нерабочее состояние. И если в первый раз я объективно не мог ничего сделать, то второй получился в результате своеобразной лотереи. Могло и не выпасть, и сегодняшнего меня не было бы.

Тут не только монтаж. Можно много говорить о пользе вдохновения, но без ремесленной составляющей, без расчётов и прикидок, без мотиваций - мир останется плоским и тусклым, герои картонными, сюжет и интрига окажутся высосаны из пальца, и от всего текста в целом будет ощущение, как от фальшивой ёлочной игрушки. Не хочу такого в своих историях.

Кстати, что с Фикбуком творится?