Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Зацепила меня вчера фраза про то, что я не делюсь идеями, а потом ещё и прозвучало, что идеи-то мол все заезженные. И я задумалась.
Знаете, я, кажется вообще не умею делиться идеями. То есть я могу рассказать сюжет будущего фика, и отдельно - месседж, но никак не могу рассказать того, почему в моей голове этот месседж сцепляется именно с этим сюжетом про этих героев в таком их видении. Потому что это будет по сути раз в десять больше объёма будущего фика. А если я поделюсь только связкой сюжет+герои+месседж, то другой автор всё равно напишет не то, что хотела написать я.
Для меня сам процесс творчества по сути и состоит в генерации идеи: связывании какого-то месседжа с сюжетом и героями миллиардами ниточек. Чтобы получилось что-то цельное. Записать потом - это уже сделать обёртку, техника. Сами по себе месседжи кажутся банальностью. Всё познаётся в сравнении, на лжи не построишь счастья, каждому - своё, и так далее. Но даже один и тот же сюжетный ход с разным месседжем будет выглядеть по-разному. И это делает очень сомнительным постулат про избитость идеи. Хотя при определённом количестве авторов получается и так, что точно такое сочетание сюжет+герои+месседж обыграно уже десяток раз, но если фандом не ГП, или подобный, это вряд ли имеет место.
Другое дело, что авторы иногда просто упускают компонент мессенджа и вот тогда получается либо ниачом, либо автор бессознательно вкладывает в сюжет тот месседж, который он там уже видел в других работах. А, да, ещё есть вечный месседж "Вася - хороший", который каким-то фантастическим образом для всех остальных трансформируется в "Вася - мудак")))))). Это авторам на заметку: как только чувствуете, что месседж получается "Вася - хороший", сразу оставляйте текст на время, у вас острый приступ фангерлизма, лечится немедленный приёмом внутрь любимки))))). Как отпустит и вы сможете не только восторженно пищать, можно продолжать текст. Даже если новый месседж будет "богатые тоже плачут", это лучше, имхо.
А ещё бывает очень печально, когда автор свято уверен, что данный сюжет с данными героями несёт один месседж, а читатели видят иной. Но тут ничем не поможешь, если у автора или читателя какие-то искажения в картине мира, будет сбой при передаче. Правда, по моим наблюдениям, такое обычно получается, когда автор смутно представляет себе, что собственно делает, и месседж транслируется прямиком из бессознательного, без осознания.
Знаете, я, кажется вообще не умею делиться идеями. То есть я могу рассказать сюжет будущего фика, и отдельно - месседж, но никак не могу рассказать того, почему в моей голове этот месседж сцепляется именно с этим сюжетом про этих героев в таком их видении. Потому что это будет по сути раз в десять больше объёма будущего фика. А если я поделюсь только связкой сюжет+герои+месседж, то другой автор всё равно напишет не то, что хотела написать я.
Для меня сам процесс творчества по сути и состоит в генерации идеи: связывании какого-то месседжа с сюжетом и героями миллиардами ниточек. Чтобы получилось что-то цельное. Записать потом - это уже сделать обёртку, техника. Сами по себе месседжи кажутся банальностью. Всё познаётся в сравнении, на лжи не построишь счастья, каждому - своё, и так далее. Но даже один и тот же сюжетный ход с разным месседжем будет выглядеть по-разному. И это делает очень сомнительным постулат про избитость идеи. Хотя при определённом количестве авторов получается и так, что точно такое сочетание сюжет+герои+месседж обыграно уже десяток раз, но если фандом не ГП, или подобный, это вряд ли имеет место.
Другое дело, что авторы иногда просто упускают компонент мессенджа и вот тогда получается либо ниачом, либо автор бессознательно вкладывает в сюжет тот месседж, который он там уже видел в других работах. А, да, ещё есть вечный месседж "Вася - хороший", который каким-то фантастическим образом для всех остальных трансформируется в "Вася - мудак")))))). Это авторам на заметку: как только чувствуете, что месседж получается "Вася - хороший", сразу оставляйте текст на время, у вас острый приступ фангерлизма, лечится немедленный приёмом внутрь любимки))))). Как отпустит и вы сможете не только восторженно пищать, можно продолжать текст. Даже если новый месседж будет "богатые тоже плачут", это лучше, имхо.
А ещё бывает очень печально, когда автор свято уверен, что данный сюжет с данными героями несёт один месседж, а читатели видят иной. Но тут ничем не поможешь, если у автора или читателя какие-то искажения в картине мира, будет сбой при передаче. Правда, по моим наблюдениям, такое обычно получается, когда автор смутно представляет себе, что собственно делает, и месседж транслируется прямиком из бессознательного, без осознания.
И это только в том случае, если меня интересует сугубо новизна фабулы, например. Но ведь есть еще и разные взгляды у разных авторов, мастерство и 100500 мелких нюансов. Я готова прочитать 10 фиков с одной идеей, но разным исполнением, при условии, что идея мне интересна. И ни одного не стану читать, если идея мне чужда. А то еще и ворчать пойду, что все пишут какое-то унылое нечто, только потому, что я хочу про другое. Никто не может объять необъятное. ВСЕХ фиков в мире никто не прочел и не будет. Мозаичность культуры во всей красе. Или я опять не смогла донести, что хотела
Главное для меня, чтобы вообще к сюжету был приложен смысл. А то ведь некоторые ухитряются и без сюжета, и без смысла))).
Для меня это же и главное удовольствие чтения - посмаковать, как сюжет связан со смыслом, какие оттенки придаёт, почему именно такой сюжет, и так далее.
Так что это, имхо, как с заместительными или первым лицом. Читатель недостаточно квалифицирован, чтобы понять, что не так с текстом, и говорит, что пришло на ум.
Я только сейчас начинаю понимать, как работает моя "креативная мышца". Что служит для неё "топливом". Почему привлекают именно те темы и идеи, про которые я пишу. Почему мои герои именно такие. По большому счёту, они и не могут быть другими. А вот как выстроить сюжет, интригу, как написать всё так, чтобы было интересно в первую очередь мне, а потом и читателям - это же настоящий вызов))))
Я сейчас много копаю про законы жанра и всё с этим связанное. И мне кажется, именно компоновка давно кем-то придуманного является тем элементом, который позволяет создавать что-то своё. Пресловутый монтаж в тексте. Да, отдельные кадры (или очень похожие) уже были миллион раз, но количество комбинаций увеличивается с добавлением каждого нового элемента, почему и начинают тяготеть к объёмным текстам более развитые фандомы, где отдельные элементы и простейшие комбинации уже обкатаны давно и есть некий практически идеальный прокат, который уже не переплюнуть.
Тут не только монтаж. Можно много говорить о пользе вдохновения, но без ремесленной составляющей, без расчётов и прикидок, без мотиваций - мир останется плоским и тусклым, герои картонными, сюжет и интрига окажутся высосаны из пальца, и от всего текста в целом будет ощущение, как от фальшивой ёлочной игрушки. Не хочу такого в своих историях.
Кстати, что с Фикбуком творится?