Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Маман сегодня заклеивала окно на кухне.
Сначала в очередной раз вспомнила, что кроме русских никто в мире не понимает выражение "заклеить окно". Потом погрустила о папе, который очень хорошо и педантично затыкивал ватой и поролоном все щели перед заклеиванием. А потом выдала то самое.
"Как же ты будешь жить без меня? - спросила мама. - Ты же окошко заклеить не сможешь".
Теперь я на подобные высказывания молча пожимаю плечами. Причём мысленно.
Но каждый раз думаю, что делается с детской психикой и ещё не развитым конструктивным мышлением, если ребёнку постоянно говорят что-то подобное.
Ведь речь даже не о лучше или хуже. Я не смогу сделать что-то в точности так же, как это делают родители. Сварить в точности такой же борщ, как мама. Вымыть пол точно так же, как папа. Ясен пень, не смогу! Не столько из-за нестандартности, сколько просто потому, что я другой человек и у меня получится иначе. Дальше автоматически отметается вариант "лучше" - яйца курицу не учат, ребёнок по умолчанию не сможет якобы сделать лучше, чем взрослый. То есть иначе приравнивается к хуже. А потом и совсем полностью переносится в умолчания вся оценка, оставляя на словах приговор "не сможешь".
Что в сухом остатке? Перфекционизм. И тонны прокрастинации. Потому что внутренний оценщик (копирующий авторитетного родителя из детства) говорит "ты не сможешь". Оставляя в умолчании то, что можно разобрать логически и подвергнуть обоснованному сомнению: не сможешь сделать в соответствии таким-то критериям, а всё, что сделано не по этим критериям, априори хуже.
Если подобное происходило всё детство и продолжает происходить, развить в себе то самое критическое мышление сложно. Но можно. Например, начать мысленно договаривать умолчания и анализировать их. Не сможешь сделать как? А почему нужно именно так? Нужен ли этот критерий в данном конкретном случае? И после анализа - пробовать делать так, как умеешь, оценивая результат по соответствию конкретной задаче, а не по соответствию идеализированному критерию извне.
Сначала в очередной раз вспомнила, что кроме русских никто в мире не понимает выражение "заклеить окно". Потом погрустила о папе, который очень хорошо и педантично затыкивал ватой и поролоном все щели перед заклеиванием. А потом выдала то самое.
"Как же ты будешь жить без меня? - спросила мама. - Ты же окошко заклеить не сможешь".
Теперь я на подобные высказывания молча пожимаю плечами. Причём мысленно.
Но каждый раз думаю, что делается с детской психикой и ещё не развитым конструктивным мышлением, если ребёнку постоянно говорят что-то подобное.
Ведь речь даже не о лучше или хуже. Я не смогу сделать что-то в точности так же, как это делают родители. Сварить в точности такой же борщ, как мама. Вымыть пол точно так же, как папа. Ясен пень, не смогу! Не столько из-за нестандартности, сколько просто потому, что я другой человек и у меня получится иначе. Дальше автоматически отметается вариант "лучше" - яйца курицу не учат, ребёнок по умолчанию не сможет якобы сделать лучше, чем взрослый. То есть иначе приравнивается к хуже. А потом и совсем полностью переносится в умолчания вся оценка, оставляя на словах приговор "не сможешь".
Что в сухом остатке? Перфекционизм. И тонны прокрастинации. Потому что внутренний оценщик (копирующий авторитетного родителя из детства) говорит "ты не сможешь". Оставляя в умолчании то, что можно разобрать логически и подвергнуть обоснованному сомнению: не сможешь сделать в соответствии таким-то критериям, а всё, что сделано не по этим критериям, априори хуже.
Если подобное происходило всё детство и продолжает происходить, развить в себе то самое критическое мышление сложно. Но можно. Например, начать мысленно договаривать умолчания и анализировать их. Не сможешь сделать как? А почему нужно именно так? Нужен ли этот критерий в данном конкретном случае? И после анализа - пробовать делать так, как умеешь, оценивая результат по соответствию конкретной задаче, а не по соответствию идеализированному критерию извне.
Подвариант, который тем не менее часто встречается: дать попробовать один раз. Стоять над душой с "это не так делаешь, то не так делаешь". Естественно получить фейл (не идеально!), ибо первый раз и нервно. Подытожить "ну вот, ничего ты не можешь, я же говорила".
Профит! Дополнительно получаем убеждение, что если что-то не вышло с первого раза, то ты криворукий неудачник.
Ох уж эти риторические вопросы...
многабукофф
И говорить "прекрасно буду жить, мама" тоже не рекомендуется. Потому что вместо того, чтобы порадоваться за ребёнка, который не страдает выученной беспомощностью и не пропадёт, будет истерика и "раз так, значит, я тебе не нужна, значит, делай всё сама вотпрямщас, но не как захочется, а как и когда я скажу".
Тот самый случай, когда вместо логики - зараженная мамина цензура и ее же перепуганный внутренний Ребенок, которому еще в детстве сказали, что "смысл жизни женщины в детях".
вот тебе почти 30, и ты абсолютно точно знаешь, что по факту моешь полы лучше мамы и собираешь мебель лучше папы, но все равно абсолютно уверен, что ты никчемный неудачник.
Вот пока вы говорите о себе во втором лице - "ты" - есть высокая вероятность, что за вас говорит та же ваша мама. "Да, ты собираешь мебель и моешь полы, но все равно ты никчемный неудачник!"
А если вы попробуете сказать себе - я мою полы лучше мамы и собираю мебель лучше папы? Что будете ощущать?
Или даже вообще не так. Выйти нафиг из оценочного модуса как такового, из этих "звездочек за успех", потому что только в нем работает мамина оценка и только в нем эта оценка значима.
Я собираю мебель
Я мою полы
И так далее. Весь список своих умений. Вне зависимости - лучше или хуже кого вы это делаете.
Потом перечитайте.
Готовы ли вы подписать под этим списком "я никчемный неудачник"?
Не говоря уже о том, что сами понятия "никчемный" и "неудачник" перед этим желательно бы разложить по критериям - а что оно в принципе такое значит? Потому что внезапно может оказаться. что ваше маме банально выгодно, чтобы вы таковым себя считали и упаси боже, не забирали себе в голову, что вы в принципе можете перестать зависеть от мамы.
Поэтому только выход из оценочного модуса может реально помочь, а этому нельзя научить по книжке, нужно индивидуально подбирать ключик.