Хотя скорее мой пост #я_не_боюсь_говорить_от_аватарки, потому что творить я боюсь, ещё как. Но буду. Потому что ничего не боятся только глупые люди, просто бояться - ещё не значит подчиниться собственному страху. Я вот об этом.
простыня моего глубоко личного мнения
Ошибка выжившего. Вот о чём я сейчас думаю.
Кто не в курсе: ошибкой выжившего называют опыт авиаконструкторов времён второй мировой, которые видели прорехи на вернувшихся из боя самолётах и считали, что нужно укреплять те части, где больше всего прорех. И это было ошибкой - укреплять надо те части, где прорех не было, потому что именно они оказывались смертельными, не позволившими самолёту вернуться.
Так вот у меня стойкое ощущение, что фандом сейчас сосредоточился на фидбеке, дают, не дают, где дают, в какой форме, а фидбек - далеко не главная проблема.
Имхо - проблема в страхе. Читатели боятся свободно выражать своё мнение. Авторы боятся творить. И вишенкой сверху - боятся даже признать, что боятся, а то вон какие хлёсткие посты пишут люди, как вести себя правильно и нефиг тут придуриваться, боятся они... Вот это проблема.
Потому что если убрать из уравнения страх, заработает закон нормального распределения. Когда фиков много и авторы пишут всё, что приходит им в голову, в самом широком спектре - у читателя есть выбор, довольный читатель испытывает потребность сливать позитив, а не негатив, и комментирует - где придётся и как придётся. Когда комментариев много - больше вероятность, что достаточно много их осядет в поле зрения автора, что среди них будут и развёрнутые, и читатели, готовые перетирать за работу долго, а довольный автор не идёт туда, куда оставшиеся недовольными читатели сливают негатив.
Красивая картинка? Окей, давайте поговорим о том, что мешает ей реализоваться.
Авторам нужно учиться адекватно относиться к критике, а не бояться любого не-положительного мнения.
Проблема в том, что адекватно - не равно "похуистично, как бы ни поливали".

Это вот - кривая нормального распределения. То есть, переводя в более понятные слова, если некий текст прочитала тысяча человек, 341 сочтёт, что текст вполне неплох, 136 - что текст хорош, 22 - что текст отличный, и один решит, что текст шедевр; с другой стороны гауссианы соответственно 341 человек считает, что текст так себе, 136 - что текст плох, 22 - что текст ужасен, и ещё один - что хуже текста он не видел. И адекватное отношение к критике - это научиться принимать вот это распределение, не пытаясь как-то заставить молчать вторую половину или как-то исхитриться написать так, чтобы понравилось всем.
Теперь считаем: средняя статистика для фиков - один лайк на 10 просмотров и один комментарий на 100. То есть на тысячу просмотревших будет сотня лайков и десяток отзывов.
Даже если предположить, что негативных отзывов нет, то два из трёх, кому текст понравился, лайкнули, примерно каждый второй из тех, кому текст очень понравился, написал отзыв.
И где тут вымогательство? Где обязанность читателя наглаживать незашедшие ему работы? Где обязаловка "отзыв должен оставить каждый"? Нету. Фикция.
Но это - естественное положение вещей. Когда в картину вмешивается страх, первая половина читателей молчит, зато сложившаяся фандомная культура отзывов предоставляет полную свободу выражений тем 23м, которые сочли текст ужасным и хуже некуда (последний вопит громче всех, остальные с удовольствием поддакивают, а все робко пытающиеся высказаться из другой половины гауссианы - хомячки, подружайки и говноеды). И вот вместо десятка отзывов от тех, кому текст понравился, автор (не)получает десяток отплясывающих анонов, в красках расписывающих, какое дерьмо текст и что это говорит об авторе. И вот к этому предлагают относиться адекватно.
Внимание, вопрос: что в такой ситуации будет адекватным отношением? Не обращать внимания? Для этого, простите, автор должен мысленно (или вслух) объявить всех критикующих скопом людьми, чьё мнение не стоит внимания. Людьми, с которыми он не желает иметь ничего общего. Стоп, но это же в глазах автора олицетворение мнения фандома! Значит, говорит себе автор, мне нечего делать в этом фандоме. Мои идеи не находят тут отклика.
В глазах автора гауссиана оказывается перевёрнута. Вся середина, 68% считают фик редкостным дерьмом, остальные молчат - из жалости, и лишь пара близких друзей и пара робких случайных мимокрокодилов считают иначе, но может, друзья просто щадят, а мимокрокодилы всеядны?
Что в этой ситуации адекватное отношение? Неужели, стиснув зубы, продолжать упёрто выдавать то, что по мнению большинства фандома - дерьмо? Вряд ли это можно считать адекватной авторской позицией.
В рамках флешмоба я читала мнение, мол, и замечательно, пусть уйдут все, кто мне не нравится, останутся только мои любимые авторы. Правда, они тоже почему-то уходят, вот незадача...
Меня удивляет, неужели умственных способностей не хватает для понимания, что тот, кто не нравится вам, для другого любимый автор, а ваш любимый автор тоже кому-то не нравится?
И вот тут мы возвращаемся к тому, что мне лично кажется основной проблемой. К сложившейся фандомной культуре, точнее, бескультурью. К привычке не уважать чужие границы, чужое мнение, чужое желание. Людям даже в голову не приходит, что никто их не заставляет молчать и не выражать своё мнение, свои эмоции. Речь о том, что можно делать это социально приемлемыми методами. Да, негативное мнение. Да, на той же анонимке. Но можно сказать "я так разочарован, мне хотелось почитать фик с такими-то критериями, а в выкладках такой-то и такой-то команды подобного я не нашёл", а можно сказать "бля, опять все натащили какого-то дерьма, нечего почитать". Чувствуете разницу? Причём сам анон тоже остался в проигрыше. Потому что в первом случае помимо сочувствия от таких же разочарованных он имел бы шанс получить подсказки, где можно поискать то, чего хочется почитать. А во втором случае он просто пукнул. Получил очень короткое облегчение, зато испортил атмосферу, уменьшив шансы на искомое для себя и других. Вот о чём речь во флешмобе.
О фиалковости.
Мне очень интересно, почему все старательно забывают, что автор - изначально разбалансированная система? Уравновешенный человек живёт спокойно и счастливо, и глупостями вроде написания фиков не мается.
Мне хочется в рамках флешмоба сказать авторам: не бойтесь признать, что вы фиалка. Не слушайте тех, кто говорит, что можно научиться не реагировать. Это вредная ложь. Смелость - она не в отсутствии страха (смотрели же "Зелёный фонарь", да?). Смелость - она в способности не сдаваться во власть страха целиком.
Как это сделать? Для начала - спокойно признайте, что вы фиалка. Потому что эмоции невозможно контролировать, а у творческого человека из-за разбалансировки системы та часть, которая называется внутренним Ребёнком по Берну, особенно чувствительна и уязвима. Даже если в целом система работает и надёжно защищает внутреннего Ребёнка от сваливания в уныние, в самоедство, в желание всем угодить, невозможно вообще не чувствовать. Получили негатив - пропадает азарт, запал, кураж - та разница потенциалов, на которой автор творит. И это естественный процесс. Поэтому ваша задача отнюдь не в том, чтобы научиться не чувствовать боли, обиды, раздражения, разочарования и прочего. Ваша задача научиться не усугублять (все ведь знают этот противный внутренний голос, который охотно подхватывает любую гадость и мастерски делает слонов из мух?) и научиться слушать себя, искать позитив в своём внутреннем пространстве и ближайшем окружении. Внутренний Ребёнок очень подвижен, он не склонен застревать в одной эмоции. И его можно легонько подтолкнуть в нужном направлении, не позволяя внутреннему голосу подогревать негатив и привнося позитив. Но если ему запрещать что-то... Думаю, все в курсе, что такое протестное поведение. Чем больше вы говорите себе, что не должны обращать внимание, тем хуже становится. Потому что вы себя по сути ругаете! Если вы что-то почувствовали - побудьте с этим. Пока нравится. Поревите сладко, взахлёб (можно буквами через клавиатуру, я знаю, вы умеете

Можешь не писать - не пиши.
Это опять же вредная ложь. Начать с того, что не все истории непременно рвутся наружу с такой силой, что создают нужную разницу потенциалов изнутри. Для большинства историй эту разницу нужно дополнительно создавать снаружи. Только тогда они увидят свет. Потому что их можно рассказать, а можно и не рассказывать.
Но если автор боится слишком сильно, он писать не будет, даже если не может не писать. Слышали про расстройство пищевого поведения? Анорексия? С творчеством это ещё страшнее, потому что истощение не так очевидно. Бывший автор будет тихо подыхать от непонятных причин. У него полезет психосоматика и прочие "радости". В самом лучшем случае он найдёт другую отдушину.
Тут некоторые возмущались, как это авторы посмели сравнивать виртуальные оскорбления с реальным изнасилованием. Вероятно, эти люди считают, что изнасилование - это в первую очередь физические повреждения. А травмы психики - так, ерунда. Как можно сделать больно буквами? Ох, как больно можно сделать!..
И мне кажется, отрицать это будут только те, кому хочется иметь право делать другим людям больно под лозунгом "да что вы как маленькие, это же не по-настоящему". Автора, в котором страх убил творчество, ждёт долгая и мучительная смерть. Да, вот так вот. Живите с этим.
Закон сохранения материи: ничто не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда. Каждая капля яда, принесённая на анонимку, оседает в атмосфере фандома и медленно отравляет. Всех, не только авторов.
Читателей тоже отравляет. Они боятся оставлять комментарии. Это ведь тоже выплеск бессознательного, как и творчество. Кому ж охота подставляться?
Я очень радовалась этой зимой, что решили завести на инсайде тред рекомендации фиков с абьюзом и нездоровыми отношениями. Да, я такое обойду за версту. Но от этого треда и мне польза - это сборник фиков, которые мне не нужно читать, чтобы не сделать себе плохо! Это же читательская адекватность - заботиться о том, чтобы не читать того, что сделает плохо.
Посмотрите ещё раз на кривую нормального распределения. Это - закон природы. Он работает везде. Другими словами он формулируется 80% и 20%. Каждому конкретному читателю всегда будет нравиться не больше 20% фиков по фандому. Это не означает, что их-то и нужно оставить, а все остальные выкинуть в помойку. Потому что эти 20% у каждого свои. Их нужно просто найти.
Что касается атмосферы... Не может быть всеобщего славословия. Не могут все фики стать шедеврами. Это противоестественно, как 100% кислорода в атмосфере.
Не должно быть отравляющих примесей типа страха написать что-то не то и не так (как у авторов, так и у читателей).
20% кислорода. Один из пяти. Если один из пяти прочитавших отзовётся, если один из пяти отозвавшихся оставит чуть более развёрнутый отзыв, чем сердечко или "спасибо, мне понравилось" - это будет прекрасно. А читатели - неужели вам не хотелось бы, чтобы один из пяти фиков вам нравился? А ведь при достаточно большом количестве авторов и достаточной свободе творчества как-то так и будет. Поскольку статистически нормально. Но не сейчас, конечно, когда пишут редкие выжившие и залётные новички.
Что для этого нужно? Давайте попробуем сказать себе, что бояться - естественно. Мы боимся тишины или резких слов в ответ на наш текст или комментарий. Мы боимся сказать не так и не то и не вовремя. В этом нет ничего неестественного, ненормального и тем более постыдного, что нужно скрывать. Мы в душе фиалки и мы боимся.
Просто... Может, мы будем немножко смелыми друг ради друга? Читатели - ради любимых авторов. Авторы - ради преданных читателей. И поддержим друг друга.
Да, я знаю, нет никакого правильного и безопасного поведения, которое гарантирует, что всё будет хорошо. Увы, нет. Но адекватная реакция, имхо, всё же делать и создавать ту статистическую массу, на которой начнёт работать закон нормального распределения.
Можно жить со страхом, а можно бояться жить. Мне бы хотелось, чтобы 80% из нас выбрали первое, а не наоборот.
@темы: размышлизмы, А это мысль!, творчество, жизнь, или что-то вроде того, я_не_боюсь_творить, я_не_боюсь_говорить_от_аватарки
Как можно сделать больно буквами? Ох, как больно можно сделать!..
И мне кажется, отрицать это будут только те, кому хочется иметь право делать другим людям больно под лозунгом "да что вы как маленькие, это же не по-настоящему".
Я не понимаю таких людей. Ладно, они сами стальные и нервы у них железные, но другие авторы говорят "Эй, нам больно. Эй, так нельзя разговаривать с людьми". А в ответ все то же самое, что и на анонимках "Фиалки, пффф, слабаки, что ты за автор, раз критики боишься". И такая риторика - в том числе - поддержка всей этой культуры хамства и неуважения. В мире и так гадостей много, давайте ещё и в фанатских сообществах всех поливать. Отличная идея.
Я очень надеюсь, что флэшмоб сподвигнет кого-то писать отзывы от аватарки, больше хвалить, или задуматься над своей речью.
Всем комментаторам желаю добра.
Во-первых, в критику записывают откровенное хамство. "Аффтар написал дерьмо и всегда пишет дерьмо, которое читать невозможно“ - это не критика. Это унижение, агрессия, невежливость - но точно не критика.
Во-вторых, кто вообще придумал эту чушь, что на правду не обижаются, а справедливая вежливая критика - это не больно?
Это очень даже больно и обидно, и это нормально, естественно это! Те, кто говорит, как они радовались критическому разбору, лгут сами себе. Они радовались призрачной надежде, что им кто-то, смилостивившись, указал правильный путь, теперь автор исправится, всё сделает как надо и его наконец похвалят. Но это тупик. Да, из грамотной вежливой критики легче выделить рациональное зерно, которое поможет улучшить технику, и автор сможет точнее и глаже выражать свои мысли. Но вот сюрприз - нормальное распределение продолжит работать! Только теперь уже касаясь собственно идей. Того бессознательного, которое автор вкладывает, его видения персонажей и мира. Которое пытаться переделать - равносильно тому, чтобы перекраивать свой организм прямо по живому.
Поэтому - авторы не хотят критики. Да, это факт. А когда хотят - дают запрос не хрену с бугра, который неизвестно что насоветует, а тому, на кого хотят равняться.
Что касается права читателя высказать негативное мнение под фиком, то оно существует ровно до тех пор, пока у авторов есть право отреагировать так же негативно: расплакаться, сказать "самдурак", снести нахрен фик. Внимание: я не говорю, что это адекватно или что так все себя поведут. Но адекватность - это некая норма, те 68% в середине гауссианы. А все вовсе не обязаны быть терпилами и вежливо улыбаться и махать.
Вооот, госсподи, хоть кто-то это сказал наконец
кто вообще придумал эту чушь, что на правду не обижаются
не говоря уже о том, что у каждого своя правда, и есть еще такая правда, которую человек не заказывал.
И потом, иногда люди собственные подмены понятий называют правдой. Например, "Этот текст дерьмо" - не правда. Как минимум потому, что "дерьмо" - это понятие
физиологическоеоценочное. И весьма субъективное. И уже поэтому оно - НЕ правда. Не говоря уже о том, что под фразой "этот текст дерьмо" обычно скрывается правда вида "Этот текст сделал мне больно, я не знаю, почему, но я буду защищаться". Но вот ее обычно вслух как раз и не говорят.А еще есть один момент, который хотелось бы обсудить, если ты не против: про автора как разбалансированную систему.
читать дальше
Те, кто говорит, как они радовались критическому разбору, лгут сами себе. Они радовались призрачной надежде, что им кто-то, смилостивившись, указал правильный путь, теперь автор исправится, всё сделает как надо и его наконец похвалят.
Вот с этим не могу согласиться только, как человек, искренне радовавшийся критическим разборам))) Настоящим критическим разборам, конечно, а не "Автор, твой фик фигня, выпей йаду"
Во-первых, совершенство недостижимо. По вашей табличке это прекрасно видно. Ни один автор не червонец, чтобы нравиться всем. Но это не означает, что к совершенству не нужно стремиться. Оттачивать технику, брать новые высоты в собственном творчестве - это же классно! И хороший критический разбор помогает в этом - ты видишь, что и где тебе подтянуть, чтобы в следующий раз забраться выше.
Во-вторых, критический разбор обычно очень увесистая штука, и его автор вкладывает в него часто не меньше сил, чем автор произведения (говорю как человек, побывавший и с той, и с другой стороны). А это уже означает, что комментатору ваш фик был небезразличен. Что он зацепил его - зацепил настолько, чтобы сесть и накатать целый разбор с объяснением, что и где и как! Поэтому я, как автор, не могу не радоваться таким разборам.
Я бы даже сказала, каждый раз, когда прибегают к псевдоаргументу "на правду не обижаются, а если ты обиделся - неадекват".
Это вот я и называю тотальным неуважением к чужому мнению. Есть два мнения - его и неправильное.
Что касается разбалансировки системы, я имела в виду не ту теорию, на которую ты ссылаешься, а нашу печальную действительность. Где за фантазии доставалось с детства и система разбалансирована при помощи встроенного контаминанта. Вместо прекраснейшего механизма саморегуляции в виде творческих выплесков наши авторы имеют перекошенную самооценку и оценочную зависимость в массе своей.
Но об этом удобно забывать. И удивляться "а что я такого сказал, что он так психанул? ебанашка". Так вы не слышали, что ему добавил контаминант. Аноны могут изойти на говно и вывернуться на изнанку в потугах, но они никогда не ударят так больно, как бьёт контаминант. Он, сцуко, внутри, и знает все твои тайны. Анонам достаточно его запустить - дальше автор сожрёт себя сам. Вот поэтому я не боюсь говорить об этом прямо - я не даю никому оружия. Оно уже внутри авторов. К сожалению. И я сейчас вот понимаю, что нужно об этом говорить, даже если я не в силах дать авторам внутреннюю защиту - так хотя бы ощущение, что они не уроды! Что они не одни такие неправильные, а все остальные бодро плюют с высокой колокольни на всяких анонов и их высеры и без всякого страха творят дальше.
Это да
Иначе никогда не вытащить, отчего же так больно. Потому что будет психзащита работать: "Да мне не больно, мне не больно, потому что если я признаю. что мне больно - значит, я ебанашка, и это будет пиздец". Та самая творческая смерть.
А товарищей контаминантов тут на вкус и цвет, это верно.
Но опять же по принципу "Знание - сила" в том числе давай-таки будем говорить. что творчество - любое! - это нормально, а вот его отсутствие - скорее нет )))
Еще есть вариант, когда у других авторов никаких анонов и высеров просто не видишь. Когда видишь вот тех самых сто хвалящих, среди которых два с негативными отзывами теряются.
А еще теперь люди открыли, что можно пользоваться тегами не только внутри днявочек. Это тоже здорово.
Спасибо, автор, за то, что так подробно и обстоятельно разложили по полочкам все то, что я сама только смутно осознавала, не в силах сформулировать