Я тут читала дискуссии про фидбек. И у меня возник вопрос.
Почему, когда встает вопрос о фидбеке, речь моментально заводится об удовольствии автора?
читать дальшеДело в том, что, если речь идет об удовольствии автора, то я его получаю а) от картинки "придуманной под одеялом", б) от написанного текста, от тех сцен, диалогов, описаний, сравнений, оборотов, которые кажутся мне особенно удачными, от общей атмосферы, от цельности сюжета, и так далее.
Дальше я выкладываю текст, и тут вопрос уже встает не о моем авторском удовольствии, а об адекватности этого текста.
Все люди разные. Я вижу свою картинку, которая, на мой взгляд, воплощена в тексте. А читатель видит текст и строит из него картинку. И, как бы я не была гениальна или уверена в себе, я никогда не узнаю, какая картинка выстроилась у читателя, если он промолчит.
История рассказана, и на мой взгляд рассказана хорошо, и... Тишина. Увидел ли читатель именно Горацио в этом тексте, а не высокого рыжего мужика с синими глазами? Что он воспринял из того, что я рассказала о нем? Понял ли читатель, что при внешней "самцовости" этот человек чуток и нежен, или попросту счел его слабаком?
А если это детектив-макси, то отзывы нужны именно в процессе выкладки. И опять не для моего удовольствия, для оценки адекватности. Что читатель понял? О чем догадался? Какие детали прошли мимо внимания, потому что все увлеклись энце-сценой в той главе, и нужно их еще разок прописать, потому что иначе в финале читатель почувствует себя идиотом, не понимая, откуда что взялось...
Я могу долго распинаться. Но, если коротко, отсутствие понимания, что фидбек не просто приятен, а необходим для оценки адекватности текста, меня несколько удивляет.
И, опережая вопрос: да, комменты "Ыыы" и "спасибо" нужны для другого - я не пойму, что именно читатель увидел и понял из текста, но, по крайней мере, я пойму, что увиденное понравилось. Вот эти комменты действительно нужны лишь авторам вроде меня, с неустойчивой самооценкой и склонностью начинать сомневаться в собственной оценке при отсутствии комментов. Поскольку я знаю, что многим довольно слабым авторам их тексты искренне нравятся и они считают их весьма стоящими (это ни про кого конкретно, просто как факт: бывает, люди искренне переоценивают качество своих творений).
@темы:
обоснуй,
размышлизмы,
творчество,
фанфики
Меня вот тоже фидбэк волнует постольку поскольку мне всегда не хватает единомышленников ))))
Можно упереть?
Или лучше не надо?))))Я завтра тогда. А то сегодня у меня событий уже и так много!
*это во мне никак не выключится этот... контент-менеджер ))) *
уууууу, я бы хотела увидеть такого автора котрому НЕ нравится то, что он наваял. Нет такого вида авторов в природе. Любой считает свое самым лучшим и вкусно пахнущим. И даже если рисуясь говорит "Ах это такая ерунда, все плохо и некрасиво"- ложь, он все равно ждет, что его "погладят по головке", а если ненароком пнут под зад, обидится на весь свет.
и от фидбек они эти авторы получают удовольствие, просто не могу поверить, что кто-то может быть НЕдовольным, что его опусы читают, да еще и оставляют комменты. Чушь.
вот ты приглашала меня в гости? ))) Я приеду. ты посмотришь )))))
Я некоторые вщеи свои перечитывать-то не могу: мне СТЫДНО. За качество, а не за то. что ты подумала...
да. я была менее опытна, но это ничгео не меняет
Я некоторые вщеи свои перечитывать-то не могу: мне СТЫДНО. За качество, а не за то. что ты подумала...
вот только мне кажется, что в тот момент,когда ты их писАла, они ведь нравились иначе эти тексты просто бы не появились
конечно, сейчас пойдя немаленький фикрайтерсий путь, ты видишь свои ошибки и ругаешь себя за качество. Это как выпускник читая свои первые школьные сочинения считает их наивными и глупыми. Он вырос, стал умным, научился правильно излагать мысли, строить предложения, доносить идею до ума тех, кто его читает. А раньше, а раньше от по другому не умел. Сейчас стыдно, а тогда это было самое дорогое, за них ведь тоже ставили пятерки. Читатели. Не все, как и сейчас.
Поэтому и радует, когда кто-то пишет - нравится
Вообще вопрос оценки собственного творчества довольно щекотливый: с одной стороны, мы же не слепые и разницу видим, то есть теоретически способны оценить свое творчество адекватно, с другой стороны, практика показывает, что за редким исключением никто себя полностью адекватно не оценивает.
это абсолютно нормальное ощущение.
Сказать "Ах какая прелесть. Лучше быть не может" про свой текст может только автор с высоким самомнением, или тот кто просто не научилсялся думать и смотреть на себя со стороны. ( те же самые детишки пишущие высокий рейтинг в 15 лет). Тупой и упертый, именно тот, кто считает "я так хочу- значит так будет и так правильно". Автор с жизненным опытом всегда будет считать, что чуть "не доиграл" либо "переиграл". Настроение, самочувствие и даже сытый ты или голодный сказывается на восприятии, как своих так и чужих текстов.
Но любому автору в тот момент, когда он поставил точку и сказал "все" нравится то что получилось, все сомнения и ощущения, что могло бы быть лучше появляются чуть позже. Наверно поэтому и бывает желание выложить текст сразу, как он "приготовился" горячим иначе "улучшать" текст можно до бесконечности и в итоге "стереть".
Tinka1976 мне не всегда нравятся мои собственные тексты. Порой контраст между задумкой и исполнением просто убивает.
я не считаю себя автором в том смысле, что вкладывается в это слово, я дилетант, не более. Но в 2 случаях из 3 получается совершенное иное, даже диаметрально противоположное первоначальной задумке. Иногда страшно становится, просто не понимаешь почему и откуда все это взялось. Я же хотела совершенно про другое написать.
А дважды у меня было так, что я стирала и переписывала уже выложенные куски, потому что понимала, что налажала, уже после выкладки.
"про нравится" если бы не нравилось самой себе выкладывать не стала бы подумала, а в чем дело? Казалось все верно, правильно, а потом взглянув на свое сочинение , как бы со стороны выясняется что ошибочка вышла. Просто ты человек ответственный, а другой вроде меня, ленивый рукой махнет и заморачиваться не станет. Особенно если понимаешь зачем мучиться, что хотела сказала, сказала, то что пишешь никому не нужно, кроме тебя, пусть "живет" в первоначальном виде.( ведь все же пишут для себя? или все жаждут, чтобы их читали?)
вооот, ППКС
mari1234, имхо - не всегда. В половине случаев сомнения появляются в момент прочтения получившегося текста целиком. Пока пишешь - картинка перед глазами. Потом читаешь - и понимаешь, что получилась не картинка, а лекция. Или наоборот, понимаешь, что внешний, визуальный ряд получился слишком ярким, уводящим внимание от основной мысли текста.
Совсем не то, что виделось, у меня получается, наоборот, не так часто. Но это всегда связано с обоснуями. И переписывала куски я из-за них же. В одном случае я увлеклась демонстрацией определенных качеств героини и "прохлопала" косяк с героем. В другом случае - это был период ломки образа героини, и я упорно отмахивалась от внутреннего голоса, твердившего, что она поведет себя не так, потому что это не укладывалось в тот образ, за который я цеплялась.
Почему, на мой взгляд, бета нужна, и нужно переписывать косяки (имхо):
Для себя мы придумываем картинку. Я вижу что-то, проигрываю несколько раз, если нравится, получаю от этого удовольствие. Дальше я решаю, стоит ли придуманное показывать кому-то еще. Зачастую в этот момент картинка настолько обгрызается обоснуем, что и не узнать. Если после этого получилось что-то вменяемое, начинается труд: подобрать слова и образы, максимально оконкретить идею и простроить сюжет, изложить все это в печатном виде, вычитать. От получившегося результата иногда тоже испытываешь удовольствие, но это уже не халявное удовольствие, если можно так сказать, это удовольствие от созерцания плодов собственного труда. Текст выкладывается, и я жду - понравилось, не понравилось, что уяснили, то есть фидбек. Но, даже если его нет или практически нет - выкладывала я уже не для себя, а для читателя. Поэтому я стараюсь, чтобы в тексте не было ошибок и косяков, потому что позвать гостей на пироги, а потом сказать "тут подгорело, а тут начинка вытекла, но я уж поправлять не стала, все равно вы все не съедите и вообще редко в гости ходите" - это как-то негостеприимно, нарушает неписаные этические нормы какие-то