воскресенье, 21 февраля 2016
Сейчас будет некоторое количество букв, которые могут быть восприняты неоднозначно.
Поэтому выделю в самом начале: я не говорю о том, что читателям не должны нравиться такие фики, и тем более о том, что авторы не должны такое писать (даже готова заранее извиниться перед автором, что буду излагать свою мысль на примере именно этого текста, - как говорится, ничего личного).
Говорю только за себя, почему я как человек не приемлю такие отношения, я как автор не буду такое писать, я как читатель сквикаюсь о такие тексты.
ИМХОЯ в принципе не такая нежная фиалка, чтобы сквикаться от факта изнасилования в текстах. Я сама такое писала, да и читала не раз и не два. И тем не менее, от летнего миди Карлайлов (которое "заложник") я сбежала, роняя тапки, практически сразу после шапки. Ну, ладно, ещё в конец заглянула, надеясь, что там столь любимый мною комфорт))). Увы, обсквикалась ещё больше.
Некоторое время после этого я пребывала в сомнениях, поскольку я же сама люблю хёрт/комфорт, что это за двойные стандарты у меня получаются?
Сначала я думала, дело в том, что изначальная ситуация неверибельна до крайности. Если выбирать такого заложника для показательных изнасилований, Раша просто не выбрали бы. Слишком ценные мозги, чтобы так использовать - напомню, узнав, кто перед ними, люшианцы лишнего тумака не отвесили, Кива лично извинялась за порезанную руку, а Денниг тряпочку протягивал перевязать. Если допустить, что про ценность мозгов люшианцы вдруг не знают, то зачем создавать лишние сложности насильникам, выбирая некрасивого немолодого мужика, на которого у 99% люшианских бандитов просто не встанет? Наконец, объект показательного изнасилования должен быть ценным для субъекта воздействия. Обычно это жена, подруга, дочь. С какого перепуга люшианцы вдруг решат, что Раш ценен для Янга, когда полковник только что своими руками его им оставил, даже не попытавшись вытащить (я имею в виду отключив камни)? В общем, ситуация более всего похожа на то, что автору просто хотелось, чтобы это был именно Раш, и всё.
Потом я подумала ещё раз. В принципе, текстов с изнасилованием (или иным обижанием) Раша не так мало, и не везде обоснуй так хромает, наверное. Но ведь если бы подводка к ситуации была иной, это не спасло бы. Меня сквикает сама ситуация. И, похоже, дело даже не в изнасиловании по факту. Дело в общем посыле. Раш, который в каноне был просто офигенен своим мужеством, стойкостью, находчивостью, лидерством в момент захвата, который потом сам прекрасно справлялся со своими кошмарами, здесь жалок и беспомощен.
И вот тут до меня наконец дошло, где зарыта собака.
Когда ребёнок вступает в пору самостоятельности, некоторые родители не в силах это принять. И начинается давление "ты без меня ничто", с последующим формированием синдрома самозванца. Родители порой намеренно создают ситуацию, с которой ребёнок не справится. И внушают, внушают, внушают "ты не справишься сам, ты без меня ничто". При этом речь вовсе не идёт о формировании навыка грамотно оценивать свои силы и обращаться за помощью, когда это необходимо. Ведь тогда, по идее, ребёнок сам определит, когда ему нужна помощь, какая, от кого и как долго. Это что же, родитель будет на вторых ролях? Да ни в жисть! Должен приползти на коленях, умоляя о помощи, смиренно её дождаться и с благодарностью принять. На условиях родителя.
Этот родительско-детский сценарий многие тащат потом в отношения, будучи уже взрослыми. Например, внушают подчинённым "без меня вы ничто". Но ещё страшнее, когда это лезет в отношения с близкими. Если потенциальный партнёр сильный, самостоятельный и независимый, как Раш, этот сценарий заставляет мечтать о том, чтобы с ним случилось какое-то несчастье (!), которое позволит выехать на белом коне спасителю (или спасительнице). Причём именно так, как это и было усвоено в детстве - не встать с любимым плечом к плечу, а чтобы его сломало, унизило, растоптало, и можно было оказать помощь свысока (привет, Джен Эйр!).
Если брать конкретную ситуацию с захватом, получается именно так. То есть вариант, когда Янг не фейлит так, как в каноне, а ведёт себя достойно и помогает Рашу, не рассматривается. Потому что в этом случае Раш останется таким же гордым и самодостаточным, и приползание на коленях не состоится. Пусть ему покажут, чего он стоит, как он беспомощен и жалок, пусть он осознает, что сам он - ничто, и прибежит обратно к мамочке, признав её власть справедливой. Практически любой текст с изнасилованием Раша несёт именно этот посыл.
И потому меня вовсе не утешает комфорт, в котором сломанный Раш ищет защиты у Янга.
Ведь я знаю, что это "ты без меня ничто, ты без меня пропадёшь" - ложь. Можно быть сильным и самостоятельным. И это не значит, что со всем и всегда нужно справляться самому и в одиночку (в этом, кстати, я вижу проблему Раша - он слишком долго общался с теми, кто под видом помощи пытался его подмять и лишить самостоятельности). Но это уже другая сторона медали и о ней отдельный разговор.
Сейчас разговор о том партнёре, который оказался на месте родителя с внезапно выросшим ребёнком, таки ставшим самостоятельным. В реальности очень часто этот родитель, увы, побеждает, разрушая брак и жизнь своего выросшего ребёнка. И неудивительно, что это отражается в текстах. Именно такой сценарий: создать ситуацию, в которой человек окажется беспомощным, и "великодушно" навязать ему свою помощь. 
Мне, как человеку, как автору и как читателю, этот сценарий противен до глубины души. Мне гораздо интереснее другой вариант. Развитие отношений двух равных. И мы об этом ещё поговорим)).
@темы:
обоснуй,
размышлизмы,
А это мысль!,
творчество,
тьфу!,
жизнь, или что-то вроде того
Помогло обдумывать своё.
Вижу, тебя эта тема всерьез зацепила. Прекрасно понимаю.
KoTMypLbIka,
Я не читаю тексты, где моего любимого героя(героиню) унижают без права реабилитации. Не могу. До дрожи. Данный фик я начала читать и читала ровно до того момента, пока не поняла, что это был Раш. Все. Дальше я тихонько все выключила и теперь обязательно пробегаю глазами, суть фиков с высоким рейтингом. Не дай бог!
Tinka1976 у тебя здорово, подробно все расписано и разложено. Полностью совпадаю.
Вот ваша команда выложила тексты, это Раш, не ООСный, он ведь и есть такой, сильный, даже где-то жесткий, но очень человечный. И даже не особенно любимый мною слэш, здесь не вызывает отторжения, а смотрится как естественные отношения двух взрослых людей, заботящихся друг о друге.Никакого унижения, никто не растаптывает достоинство. Партнерство,узнавание, зарождающаяся любовь...
Чего-то меня понесло
это Раш, не ООСный, он ведь и есть такой, сильный, даже где-то жесткий, но очень человечный.
Жесткий, не всегда правый, не всегда справедливый, ехидный и недоверчивый)). В общем, обычный человек. Просто при этом очень умный, потрясающе сильный внутренне, увлечённый профессионал, имеющий отличное чувство юмора, нежный и заботливый в отношениях... В общем, наша заичка
естественные отношения двух взрослых людей, заботящихся друг о друге
Вот
Про изнасилования не, не мое, даже когда в тексте нужно и не выбивается из канвы. Вообще все виды унижения не приемлю. Я даже фильмы с Папановым, помнишь такого? почти все не смотрю, потому что он жалкий, его унижают и мне за него стыдно.И так во многих фильмах и книгах. Не знаю отчего, но тут у меня на подсознательном уровне триггер стоит. Не читать, не смотреть! Поэтому меня так Мерида выбесила в сцене глумления над Румпелем. Хотелось закрыть глаза *и прибить рыжую сволочь*. Может я страус?
И я - не нежная фиалка, от крови не отворачиваюсь и расчлененки не испугаюсь. Но любая чернуха должна быть на своем месте, и когда идет чернуха ради чернухи - у меня уже это никаких эмоций даже не вызывает. Потому что не верю. Ни в сюжет, ни в персонажей. А дырки в обоснуе отлично описаны, кстати.
Жесткий, не всегда правый, не всегда справедливый, ехидный и недоверчивый)). В общем, обычный человек. Просто при этом очень умный, потрясающе сильный внутренне, увлечённый профессионал, имеющий отличное чувство юмора, нежный и заботливый в отношениях... - да, заааичка
Ну какое он зло. Он Румпель, цветок нежный, недопонятый
Поэтому меня так Мерида выбесила в сцене глумления над Румпелем. Хотелось закрыть глаза *и прибить рыжую сволочь*.
Бгг, а я Мериду уже спокойно восприняла - после Белль-то. Злодейке положено. А вот когда то же самое делает человек, заявленный близким...
может, не бомбит, потому что не веришь? Для меня, например, это - не Раш и не Янг.
KoTMypLbIka, раньше мне это не помогало))). Я могла нарезать круги по потолку именно с воплем "ну это же не он!". Бомбило именно от того, что другие не сидят так же в ахуе "кто все эти люди".
я большинство фиков про Раша вот так жую, как кактус. Когда отдельные моменты - очень вкусные и интересные, а в целом посыл - хрень какаято
Да, иногда начинаешь жалеть, что в шапке нет специальной графы, как-то обозначающей основное в мировоззрении автора. Потому что многие предупреждения меня не остановят, если посыл текста и взгляд автора на персонажей и отношения близок. А может и не быть предупреждений, невинный флафф, а обсквикаешься по самое немогу.
Потому что не верю. Ни в сюжет, ни в персонажей. А дырки в обоснуе отлично описаны, кстати.
Знаешь, я не так давно двигала тут теорию про предлагаемые обстоятельства. И вот сейчас пытаюсь сложить это. Получается, не всякие обстоятельства читатель готов принять. Эхх, а красивая была теория)))))
Получается, не всякие обстоятельства читатель готов принять. - так получается, дело не в обстоятельствах, а в персонажах в первую очередь - они не верибельны. И с дырками в сюжете тоже чтото делать надо - а то получается как раз такое вот убегание в джунгли с бухты-барахты. Так что работает теория, по-моему.
KoTMypLbIka, ты читала Индика? "Психология для сценаристов"? Если нет - рекомендую. Он ооочень хорошо излагает причины симпатий "злу".
О, это я уже кому-то плакалась)). Понимаешь, автору бывает очень трудно с персонажами)))))). Когда я прикидываю сюжет, вроде всё так. А потом персонаж раз - и отказывается реагировать так, как это увиделось в первый момент. Особенно трудно, когда текст идёт "глазами" одного из персонажей. Он же ожидает каких-то реакций от другого. И стоит автору хоть раз забыть перед следующей репликой "вылезти" из головы одного персонажа и "залезть" в голову того, чья реплика сейчас - может получиться лажа. В отношении отношений, бгг, это тоже работает.
Некоторые авторы вообще не любят фокал и пытаются писать из позиции всевидящего автора, и получают на выходе автора вместо обоих героев. Просто вот эти прыжки из головы в голову, особенно в сложных критических сценах, да ещё и уследить, чтобы фокал не сбивался и текст не шёл глазами попеременно обоих, меняясь на каждой фразе - это такая аццкая работка...
так получается, дело не в обстоятельствах, а в персонажах в первую очередь - они не верибельны.
Да, кстати, может быть. Изначально в предлагаемых обстоятельствах должны быть исходные характеры, тогда даже если они к концу фика изменятся (логически), то всё будет норм. А если персонажи изначально не те...
*сопит* ну кем ты меня считаешь, подсунуть тебе что-то такое вредное)))))). Никто не будет ничего вскрывать, если твои бессознательные проблемы и комплексы так тебе милы)))))))))).
А если серьёзно - не, он просто про злодеев и героев очень хорошо расписал, а Сказку в первом сезоне явно писали люди с хорошей психологической подготовкой, так что там прямо вообще в точку всё.
Да не, пусть вскрывает. Это я просто надеюсь, что их нет
пойду выпью рюмку керосина(с)погуглю Индика, просвещусь. Может все тогда на место встанет. Это про мысли о сказке в голове.Про Белль я вообще уже давно молчу. Это вообще все неправильно. А, сто раз уже обсуждали.(Я Равин не люблю, еще. Меня ее мимика поражает все время,неправильная какая-то.И в последних двух сезонах я не могу не рассматривать ее с этой позиции.Что-то уж больно искусственное выражение на лице её и не доброе),Вот, Уже как мастер Йода вещаю
KoTMypLbIka, например? То, что реакция вдруг оказывается не та, которая должна бы быть по характеру персонажа, это я сплошь и рядом вижу. А игнорирование неудобных деталей - это как?
Я недавно заметила, что у меня в большинстве мест "подложен" канон, а не построения. То есть эта реакция в каком-то виде была где-то в каноне в аналогичной на мой взгляд ситуации. Но ведь эта ситуация на мой взгляд аналогична...
pat5,
Если совсем в психологии ноль, даже про Фрейда с Берном понятия не имеешь, Индика наверно сложновато будет скурить((. Я там большую часть знаю из теорий, поэтому мне на ура пошло. Я оттуда даже использовала кое-что в последних текстах. И ещё больше нашла того, что использовала в старых текстах, не зная, почему так делаю. Просто интуитивно казалось правильным. Я это для себя законами жанра называла)).