Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню
Я не тормоз, я медленный газ!
Давно уже, натыкаясь на статью Паланика с рекомендацией отказа от мыслительных глаголов, я испытывала какое-то странное внутреннее сопротивление. Вот вроде и всё дельно, но что-то не так.
И только сейчас меня вдруг осенило. В этой статье даются реально ценные советы для тех, кто никак не может понять, как реализовать в тексте принцип "не рассказывать, а показывать". Но вот потом, с выводом "вы не захотите к ним возвращаться", что-то он погорячился.
Когда автор уверенно овладеет техникой "показывания", имхо, он просто сам решит, что и в каком месте текста ему делать. Потому что иногда требуется именно рассказать. Или, как я писала раньше, скомбинировать - сначала показать, а потом ещё и рассказать, что же происходит. Поскольку мы все видим очень разное в том, что нам показывают, и если автор хочет не просто показать картинку, а донести некоторую мысль, её обязательно нужно не только показать, проиллюстрировать, но и рассказать.
Давно уже, натыкаясь на статью Паланика с рекомендацией отказа от мыслительных глаголов, я испытывала какое-то странное внутреннее сопротивление. Вот вроде и всё дельно, но что-то не так.
И только сейчас меня вдруг осенило. В этой статье даются реально ценные советы для тех, кто никак не может понять, как реализовать в тексте принцип "не рассказывать, а показывать". Но вот потом, с выводом "вы не захотите к ним возвращаться", что-то он погорячился.
Когда автор уверенно овладеет техникой "показывания", имхо, он просто сам решит, что и в каком месте текста ему делать. Потому что иногда требуется именно рассказать. Или, как я писала раньше, скомбинировать - сначала показать, а потом ещё и рассказать, что же происходит. Поскольку мы все видим очень разное в том, что нам показывают, и если автор хочет не просто показать картинку, а донести некоторую мысль, её обязательно нужно не только показать, проиллюстрировать, но и рассказать.
Не знаю, что ты пыталась сказать, но я поняла это так: чтобы тебя поняли так, как тебе нужно - рассказывай. Но при создании художественного произведения я считаю такой подход совершенно не правильным. Мы уже как-то говорили в этом контексте о характере героя (типа "не скажи, что герой умен/очарователен/смешон, а покажи это"), но я считаю, что то же самое относится и к мысли, которую автор закладывает в текст. Каждый читатель подходит со своей мерой, и если в конце будет написано что-то вроде "Мораль такая-то, этот - плохой, вот тот - хороший, а сочувствовать надо третьему", меня это оттолкнет, даже если я по итогам я приду к тем же выводам.
пересмотрела некоторые свои тексты - вот хоть убейся, мне иногда нужно рассказывать, о чем персонаж думал. какие мысли варились и клокотали в его голове. Что он ощущал, чего хотел, что анализировал.
И как тут без мыслительных глаголов?
А совет "не рассказывайте. а показывайте" по сути обрезает важную часть творчества - рассказ о бессознательном персонажей.
*профессиональная деформация детектед, гыгыгы*
а можно я поставлю сюда жирный ППКС
При том еще, что далеко не всегда можно однозначно сказать, кто хороший, кто плохой, для кого и по каким критериям.
При том еще, что далеко не всегда можно однозначно сказать, кто хороший, кто плохой, для кого и по каким критериям.
Ну я несколько утрировала, но думаю в целом мысль понятна)))
AlyonaSL, вот у меня тоже есть ощущение, что этот способ отсекает важную часть. Хотя мне и кажется, что только рассказывать - действительно будет отдавать авторской моралью. Но и только показывать - это односторонний путь. Не надо озвучивать выводы, тут согласна, читатель сделает их сам. Но считать, что читатель сам увидит именно то, что подразумевал автор, если ему будут показаны только действия и слова... Имхо, этим кино отличается от литературы. Если я просто хочу дополнить канон новыми приключениями, я могу и просто показывать в тексте. Но если я хочу покопаться в мотивах и прочем - тут не обойтись картинкой.
Tinka1976, а почему ты называешь это рассказом? Ты как раз показываешь, что творится в голове у героя и как он реагирует на окружающее. Не рассказываешь, как нужно понимать и интерпретировать его реакцию, а показываешь, что чувствует и думает конкретно этот персонаж. Именно это и имеется ввиду под "не рассказывай, а показывай", это не призыв ограничиться действием.
читать дальше
о своем, о девичьем
Но вот с чем соглашусь - для девочек с фикбука это в чем-то годный мануал, да. Пусть они хотя бы на стандартном языке писать научатся.
Tinka1976, неадекватное восприятие героя зависит от самого читателя, тут я возвращаюсь к своему первому комменту. И разумеется он почувствует что-то другое - он же не Янг. На мой вкус Паланик слишком категоричен, но в приведенных примерах его вариант нравится мне гораздо больше. Нет, автор может конечно рассказать все прямым текстом, и ему, и какой-то части аудитории будет так проще. Но меня отвратит - я предпочитаю сама делать выводы.
Смотрите, на примере с Брэндой:
Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».
Вариант, который предлагает Паланик - "Брэнда никогда бы не успела всего в срок" - по смыслу ничем не отличается от "Бренда знала, что не успеет". Это по-прежнему оценка Брэнды. Но она подана как факт - и, если это точка зрения Брэнды, это логично: она не думает про себя (скорее всего): "Я знаю, что не успею". Она думает "Я не успею".
То же самое с Гвен и Адамом:
«Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».
Оставляя в стороне тот факт, что у переводчика кривые руки, если где-то непосредственно до или после этого абзаца будет фраза типа "Да, Гвен определённо на него запала" - это будет допустимый в рамках концепции субъективный вывод, при условии, что он (вывод) в характере персонажа. А если поведение Гвен герою неприятно - то это же ещё проще, достаточно построить описание так, чтобы это считывалось из него: типа "Кодовый замок всё ещё хранил тепло её задницы, и Адам старался расправиться с ним как можно быстрее или, наоборот, переждать пять минут, пока металл не остынет". Ну, это очень грубо - и я очень не Паланик.
Фишечка только в том, что этот способ годится исключительно для текстов, написанных из фиксированного третьего (или с чередованием нескольких фиксированных третьих). Всеведущего автора, например, так уже не напишешь. Зато ненадёжный рассказчик должен идти этим методом просто шикарно (ну, собственно, вспомним, что Паланик - автор "Бойцовского клуба", который я лично не люблю, но ненадёжный рассказчик там прям эталонный).
...извините, что я врываюсь с мороза, я не для поспорить, просто я в своё время тоже довольно много над этой заметкой медитировала, а тут меня вдруг осенило.))
Если я напишу "ГГ знал, что ГГ2 - говнюк", это скажет читателю о том, что так думает ГГ. Если я начну показывать, что делает ГГ2, окрашивая это эмоциональной реакцией ГГ, чтобы по Паланику читатель сам пришёл к тому же выводу - получится, что я даю читателю посыл "ГГ2 - говнюк". Чувствуешь разницу?
Ну лично я приду к выводу, что ГГ считает ГГ2 говнюком. Если книга ориентирована на читателей, которые судят о ГГ2 по восприятию ГГ... я лучше возьму другую книгу.
Если картинка будет достаточно яркой, имхо, ты сама сочтёшь ГГ2 говнюком. А ведь именно к этому и призывает Паланик - давать описание, которое сообщит читателю именно то чувство.
Если бы все сами это поримали, то и нафиг писать вообще?
А по-моему, тут другой вопрос: нафиг писать, если все все понимают одинаково?
Я например читаю книги не для того, чтобы узнать, говнюк ГГ2 или нет. Я до того как книгу открыла вообще о нем не знала. Мне хочется прочитать интересную историю про интересных людей.
Ну для начала, он действительно может быть говнюком. И если автор описывает так ярко, что я проникаюсь эмоциями ГГ - так это же прекрасно! Пока автор не делает точку зрения ГГ единственно правильной. Я уже натыкалась на книги, где автор усиленно гнобил персонажей "устами" других персонажей. Не понравилось.
Меня вообще удивляет такой кактегоричный запрет автору, альтернативное название которого как раз рассказчик, рассказывать. Показывает лицедей, актёр и так далее. А рассказчик рассказывает.
Игра слов. Это опять-таки возвращает нас к вопросу "показать героя умным - сказать, что герой умный". Точно также и с чувствами, можно сказать "ГГ влюбился", а можно показать, что он при этом чувствовал. Как по мне, второе будет гораздо пронзительней.
Но я понимаю, да, что значительная часть прочтёт это именно так, как ты говоришь - только, по-моему, это не проблема качества текста, а проблема того, что дикое количество людей научились составлять написанные буквы в слова, а слова - в предложения, а вот читать - то есть подключать мозг к процессу складывания буковок - так и не.
С точки зрения заметки Паланика - который говорит именно о тексте как о художественной единице - это совершенно другая проблема всё-таки.
Ну и второй момент: на самом деле же метод Паланика работает только на уровне текста в целом, начиная от структуры и композиции и заканчивая построением конкретной сцены. Иначе есть шансы, что жёсткость фокала нарушится, и читатель действительно начнёт из него выпадать и путать, где с ним автор говорит, а где - герой.
Но я понимаю, да, что значительная часть прочтёт это именно так, как ты говоришь - только, по-моему, это не проблема качества текста, а проблема того, что дикое количество людей научились составлять написанные буквы в слова, а слова - в предложения, а вот читать - то есть подключать мозг к процессу складывания буковок - так и не.
Хельга Винтер, вот... Возможно, очень возможно, тут-то собака и зарыта. Но с другой стороны - это всё же моя проблема как автора. Я пока не умею не хотеть, чтобы меня поняли именно так, как надо